Как меняется российский рынок игристых вин

Обновлено 03 июля 2024, 13:04

Рост цен на базовые игристые вина из Европы привел к значительным изменениям структуры рынка: виноторговые компании стали обращать все больше внимания на российских производителей, а некоторые из них ищут новые пути для повышения присутствия на полках. Так, о запуске собственной линейки игристых вин объявила крупнейшая алкогольная компания Luding Group

Luding Group
Фото: Luding Group

Рынок игристых вин будет развиваться в основном в бюджетном сегменте

С 1 августа 2023 года ввозные пошлины на вина из недружественных стран выросли с 12,5 до 20% (не менее $1,5 за литр). Основная масса дешевых игристых вин поставлялась в Россию из Италии (просекко) и Испании (кава). Согласно подсчетам Forbes, кава стала дороже на 28%, а просекко — примерно на 20%, тогда как цены на премиальные напитки выросли не столь значительно. Рост цен повлек за собой переориентирование торговых сетей и покупателей на отечественные аналоги. По словам замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, в 2023 году доля отечественного игристого вина в магазинах РФ приблизилась к 70%, а за первые пять месяцев 2024 года в России произвели на 28,8% больше игристых, чем за тот же период в 2023 году. Скорее всего, дальнейший рост замедлится: по словам энолога-шампаниста Olymp Winery Ильи Волошина, ситуация, при которой отечественные производители смогут занять весь рынок, пока невозможна, поскольку в России нет достаточного количества винограда.

Рынок будет развиваться в основном в бюджетном сегменте. «Максимально успешное коммерческое вино — это просекко, поэтому у нас будут продолжать появляться аналоги — сделанные резервуарным методом из ароматических сортов винограда, яркие, «дюшесные», с хорошей кислотностью. Что касается классического метода, то он будет оставаться уделом крупных игроков или бутиковых виноделен с хорошим финансированием», — считает Денис Юрченко, вице-президент Московской ассоциации сомелье. При этом, по мнению Ильи Волошина, «российское резервуарное игристое, которое производится по той же технологии, что и просекко, по цене доступнее импортного».

Luding Group
Фото: Luding Group

Энолог-шампанист Olymp Winery Илья Волошин

Илья Волошин, ставший известным благодаря проекту по производству игристых вин под брендом Cock t'est belle, возглавил проект Luding Group по производству игристых. Он будет реализован на мощностях завода Olymp Winery, с которым компания сотрудничает с 2017 года. Председатель совета директоров Luding Group Эрнест Хачатурян поделился планами по объему производства игристых вин. «В течение года мы планируем выпустить 400–600 тыс. бутылок классическим (шампанским) методом и более 1 млн — резервуарным. Мы уверены, что игристые вина от Luding Group составят достойную конкуренцию на рынке. Это союз потомственного винодела Ильи Волошина, современных технологий на Olymp Winery и нашего многолетнего опыта работы с импортными брендами», — подытожил Эрнест Хачатурян.

Olymp располагает виноградниками в долине реки Адагум площадью более 1 тыс. га, но и этого пока недостаточно для реализации проекта. Поэтому будет заложено еще 1,5 тыс. га виноградников, из них большая доля — сорта винограда игристой группы. «На данном этапе для производства новой линейки игристых вин будет частично использоваться собственное сырье, а частично — приобретенное в других хозяйствах Краснодарского края и Крыма, — отметил Илья Волошин. — Впрочем, такая закупка — временная мера, мы ждем, когда вступят в плодоношение новые саженцы».

По мнению сотрудника сети «Глобус», лучшего кависта России — 2023 Елены Крутовой, конкурентами для новых вин от Olymp Winery можно считать крупных игроков рынка. «Скорее всего, сначала мы увидим вина, изготовленные резервуарным методом: он быстрее и дешевле классического. Это позволит Olymp Winery производить игристые в одном из самых востребованных у потребителя ценовых сегментов— до 700 руб. на полке», — считает Елена.

В Luding Group пока не раскрывают бренд нового игристого, но подтвердили стоимость от 700 до 1500 руб. за бутылку в зависимости от конъюнктуры. «Стилей планируем немало: будут и сверхлегкие вина, и плотные классические ассамбляжи», — говорит Волошин. Для производства будут использоваться традиционные сорта винограда — «шардоне» и «пино нуар», а вина, сделанные классическим методом, планируется выдерживать от полутора до четырех лет.

Поделиться