«Хезболла»: что это за группировка, ее цели, отношения с Израилем
Содержание:
- Что такое «Хезболла»
- История «Хезболлы»
- Структура, идеология, организация
- Какие цели преследует «Хезболла»
- «Хезболла» и конфликт с Израилем
- Роль «Хезболлы» в ближневосточной политике
- Какое будущее ожидает «Хезболлу»
Что такое «Хезболла»
«Хезболла» («Хезболлах», араб. حزب الله, буквально — «партия Бога») — шиитское движение и военно-политическая организация в Ливане. Важнейший союзник Ирана в Ближневосточном регионе. Признана террористической организацией в Израиле, США, Великобритании, Канаде. В некоторых странах, включая государства ЕС, Австралию и Новую Зеландию, считают террористическим только боевое крыло движения.
История «Хезболлы»
«Хезболла» возникла в июле 1982 года как повстанческое движение политизированной шиитской молодежи. Руководящую роль в ее создании играли иранские инструкторы из Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которые организовали сеть тренировочных лагерей в долине Бекаа. Ее главной целью была борьба с израильской оккупацией юга Ливана (Израиль вводил войска в страну в 1978 году и 1982 году для борьбы с находившимися там палестинскими боевиками). Ее состав пополнили выходцы из шиитских движений «Дава» и «Амаль», недовольные умеренной, с их точки зрения, позицией их партий в отношении израильтян. Шиитские активисты вдохновлялись идеалами «Исламской революции» в Иране 1979 года, поддерживали тесные контакты с Тегераном и в меньшей степени с Сирией, получали от них разнообразную логистическую, финансовую и военно-техническую помощь. В течение 1983–1984 годов вокруг сети подпольных вооруженных ячеек были созданы основные политические структуры движения, получившие рабочее название «Хезболла».
Основные этапы развития и укрепления влияния
В 1983–1985 годы группировка заявила о себе резонансными терактами против западных стран и Израиля. Она оказывала значительное давление на миротворческие силы во главе с США и израильскую оккупационную администрацию.
По соглашениям 1989 года, завершившим гражданскую войну в Ливане, «Хезболла» стала единственной силой, которой было разрешено не разоружаться под предлогом борьбы с израильской оккупацией, она осталась вне подчинения официальным вооруженным силам Ливана и продолжила боевые действия на ливано-израильской границе.
В мае 1991 года лидер «Хезболлы» Аббас аль-Мусави провозгласил политику интифах («открытости»). Его преемник Хасан Насралла продолжил курс аль-Мусави. В 1992 году после долгих консультаций и одобрения иранского лидера Али Хаменеи она решила участвовать в политике — сначала в парламентских, затем в муниципальных выборах на внерелигиозной платформе. С этого времени движение значительно смягчило риторику, в его партийных списках появились христиане и мусульмане-сунниты, в основном гражданские политики, партия стала вступать в союзы и коалиции с иноконфессиональными силами. В ливанской политике она стала одной из самых главных просирийских сил.
В сентябре 2004 года Совбез ООН по предложению ливанского премьер-министра Рафика Харири издал резолюцию № 1559 с требованием вывода войск Сирии и разоружения всех негосударственных вооруженных формирований, включая «Хезболлу». После его убийства в феврале 2005 года, в котором многие обвинили Сирию и «Хезболлу», в Бейруте вспыхнули массовые протесты, которые завершились выводом из страны сирийских войск — главных покровителей «Хезболлы». После этого партия решила войти в правительство, чтобы получить дополнительные рычаги влияния и избежать разоружения, и впоследствии имела там одно-три места, составляя основу просирийского «Блока 8 марта».
К 2009 году «Хезболла» издала новую программу, в которой выступила за «консенсусную демократию» в Ливане, но не изменила позиции в отношении Израиля. В 2018 году партия победила на выборах и сформировала правительство, однако в 2019–2020 годы, когда в стране наступил острый финансово-экономический и инфраструктурный кризис, «Хезболла» пережила спад популярности. На выборах 2022 года, седьмых по счету для «Хезболлы», она добилась избрания всех 13 кандидатов, но возглавляемый ею блок потерял 10 мест и необходимое парламентское большинство.
Структура, идеология, организация
Численность армии «Хезболлы»
Военная организация «Хезболлы» «Исламское сопротивление Ливана» — самая крупная и хорошо оснащенная негосударственная вооруженная сила в мире. В 2021 году Хасан Насралла (в то время лидер «Хезболлы») заявил о 100 тыс. подготовленных бойцов, но США оценивают численность армии «Хезболлы» более скромно — в 40–50 тыс. боевиков. По оценкам Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), движение насчитывает 20 тыс. боевиков и еще около 30 тыс. подготовленного резерва. Схожие данные приводит Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) — 20–25 тыс. активных боевиков и сотни тысяч резервистов.
Арсенал группировки оценивается в 150 тыс. ракет и реактивных снарядов, в основном это неуправляемые ракеты малой дальности «земля — земля», которые запускаются с помощью «катюш» — 122-мм установок реактивной артиллерии. Также в арсеналах — около 400 дальнобойных ракет «Фатех-110» и «Зельзаль-2» радиусом 180–700 км в основном иранского производства.
Военная инфраструктура «Хезболлы» имеет несколько центральных и региональных штабов, ракетные, морские, логистические, разведывательные и контрразведывательные подразделения, силы ПВО, ПРО и спецназ. В составе «Хезболлы» — элитное подразделение «Радван», специализирующееся на операциях на территории Израиля, а также «подразделение 910» — контрразведывательное формирование для операций в других странах региона.
Основные базы группировки совпадают с местами компактного расселения шиитов — это регионы Джабаль-Амель на юге страны, долина Бекаа на востоке, а также Дахия — южный пригород Бейрута. Силы группировки также развернуты в Сирии, Ираке, Йемене, отдельные ячейки и оперативники замечены в Африке, Азии и Латинской Америке. Крупнейший зарубежный контингент группировки (7–8 тыс.) c 2013 года развернут в Сирии, где оперативники группировки оказывают содействие силам президента Башара Асада.
Политическое крыло
Внутренняя структура «Хезболлы» представляет собой сеть взаимосвязанных учреждений, которые напоминают устройство социалистических и коммунистических партий.
Высший орган — всеобщий конгресс, который собирается раз в три года и выбирает членов центрального аппарата, включая генсека. Конгрессы проходят с 1995 года.
Генеральным секретарем с 1992 по 2024 год был шейх Хасан Насралла. С 1995 года он также был официальным представителем рахбара (верховного лидера) Али Хаменеи в Ливане. «Хезболла» признает иранского лидера вали аль-факихом — высшей инстанцией и арбитром в разрешении серьезных политических разногласий, но в основном партия автономна во внутриливанских делах.
После гибели Насраллы в результате израильской атаки по центральному штабу группировки 27 сентября 2024-го генсеком «Хезболлы» был избран Хашем Сафи ад-Дин.
Главными вопросами ведает коллегиальный консультативный совет (маджлис шура аль-карар) из семи членов — это высший руководящий коллективный орган, который был впервые сформирован в 1986 году и пережил ряд реорганизаций. Ныне ему подчинены пять советов:
- исполнительный (аналог секретариата);
- политический;
- парламентский;
- судебный;
- военный (по делам джихада).
Их руководители входят в шуру, где также состоят заместитель генсека и помощник по политическим вопросам. Каждый совет включает несколько специализированных департаментов (например, в исполнительном совете это социальный, по внешним связям, информационный, кадровый, спортивный и др.). Исполнительный совет курирует работу аффилированных с «Хезболлой» организаций и учреждений.
Социальные и образовательные учреждения, поддерживаемые «Хезболлой»
«Хезболла» с 1980-х годов создала сеть из 15 благотворительных и социальных учреждений, которые развернуты во всех трех регионах компактного расселения шиитов. Среди главных учреждений «Хезболлы»:
- «Фонд мучеников» (му’ассасат аш-шахид), который оказывает меры социальной поддержки семьям погибших боевиков, заключенным в израильских тюрьмах и пострадавшим от израильских обстрелов в виде ежемесячных выплат, покрытия медицинских расходов, восстановление жилья и другого имущества. В его ведении госпиталь в Бейруте, центры физиотерапии, протезирования и реабилитации, несколько школ и техникумов, медицинское училище и др.
- Центры гражданской обороны — ликвидация аварий и ЧС, пожаров, неотложная медицинская помощь, вакцинации, диспансеризации и др., сеть поликлиник и медцентров, три больницы и др.
- «Джихад аль-Бина» — восстановление разрушенного жилого фонда и инфраструктуры, строительство партийных объектов и зданий общегражданского назначения, включая социальное жилье, ремонт дорог, утилизацию отходов, поддержку и субсидирование фермерских хозяйств и др.
- «Аль-Имдад» — благотворительность, социальные услуги.
С «Хезболлой» аффилирован бейрутский футбольный клуб «Аль-Ахд» — девятикратный чемпион Ливана, обладатель шести кубков и восьми суперкубков страны, победитель (2019) и призер (2014) кубка АФК. Среди других активов группировки — радиостанция «Ан-Нур» и телеканал «Аль-Манар».
«Хезболлу» финансирует часть деловых кругов шиитской общины Ливана и ее диаспоры, она собирает в свою пользу добровольные религиозные налоги среди активистов (в первую очередь — религиозный налог-хумс), получает финансовые средства от Ирана. Кроме того, организацию обвиняют в получении средств от отмывания денег, торговли наркотиками, контрабанды и других незаконных операций.
Какие цели преследует «Хезболла»
В феврале 1985 года «Хезболла» официально заявила о себе в «открытом письме», которое стало первой политической программой движения. Она провозгласила целью деоккупацию юга Ливана и Палестины, уничтожение Израиля, изгнание западных сил из Ливана и создание исламского государства в соответствии с принципами велаят-е факих по модели Ирана. С начала 1990-х годов, когда «Хезболла» активно включилась в политическую жизнь, партия отказалась от этой идеи как нереалистичной (в Ливане проживают представители 18 конфессий, и шииты, составляющие около 40% ливанцев, не единодушны в поддержке движения).
В 2009 году «Хезболла» выпустила новую редакцию программы, в которой провозгласила целью демократическую республику.
«Хезболла» и конфликт с Израилем
В 1982–2000 годах «Хезболла» вела партизанско-террористическую войну против израильской оккупации и ее союзников в Южном Ливане. «Хезболла» сумела выстоять в двух крупных операциях ЦАХАЛ — в июле 1993 года и в апреле 1996 года. После вывода основных израильских сил в мае 2000 года «Хезболла» добивалась вызволения нескольких сотен ливанских и палестинских заключенных, а также освобождения так называемых ферм Шебаа — небольшого спорного участка пограничья, контролируемого Израилем с 1967 года. За это время группировка создала систему укреплений, подземных коммуникаций, складов, бункеров и пусковых шахт к югу от реки Литани.
«Хезболла» в Ливанской войне 2006 года
В июле 2006 года группировка похитила двух и убила восемь израильских военнослужащих, надеясь обменять их на ливанских заключенных, и подвергла ракетно-минометному обстрелу израильское пограничье. Этим она спровоцировала ответную операцию Израиля, который рассчитывал выбить отряды «Хезболлы» к северу от реки Литани. В ходе 34-дневной войны группировка сумела остановить продвижение израильтян и заявила о победе. Израиль подверг разрушительным ударам штабы и инфраструктуру группировки в Ливане, но не смог остановить запуски ракет по своей территории, которые парализовали экономическую жизнь на трети территории страны и спровоцировали массовый исход беженцев. 11 августа 2006 года СБ ООН выпустил резолюцию № 1701, потребовав прекращения огня, вывода израильских сил и отвода «Хезболлы» к северу от Литани, а также разоружения группировки — на ее место должен был заступить смешанный контингент миротворцев ООН (UNIFIL) и военнослужащих Ливана. В результате боевых действий Израиль потерял 121 военного, потери «Хезболлы» оцениваются в 250–800 бойцов, в результате израильских ударов погибли около 1200 мирных ливанцев, 44 израильтянина погибли от обстрелов «Хезболлы».
Современные конфликты и напряженность на границе
Ссылаясь на продолжающуюся оккупацию ферм Шебаа, группировка не выполнила требования ООН, с 2006 года она десятикратно нарастила свой ракетный арсенал (с 14 тыс. до 150 тыс.). После начала войны в Сирии «Хезболла» c 2013 года участвовала в боевых действиях в Центральной Сирии на стороне правительства и начала наращивать присутствие на границе с Израилем, в ответ израильские ВВС наносили удары по коммуникациям и базам «Хезболлы» в Сирии.
После нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года «Хезболла» начала обстрелы северных, южных и центральных районов страны. В ответ Израиль стал наносить удары по объектам группировки в Ливане. В результате 150 тыс. мирных жителей по обе стороны границы вынуждены были покинуть свои дома. После того как в июле «Хезболла» обстреляла Голанские высоты, убив 12 человек, Израиль ответным ударом ликвидировал одного из высокопоставленных командиров «Хезболлы» Фуада Шукра. 25 августа Израиль и «Хезболла» обменялись самыми интенсивными с 2006 года ударами, однако избежали начала новой войны.
Атака с помощью пейджеров и операция Израиля против «Хезболлы»
17 сентября 2024 года более 2 тыс. представителей «Хезболлы» получили ранения в результате массового подрыва их пейджеров. Al Jazeera сообщает о десятках госпитализированных в Бейруте, а также о жертвах.
Аналитики отмечают, что «Хезболла» активно использует пейджеры, чтобы Израиль не перехватил их сообщения. Один из экспертов предположил, что устройства были взломаны перед тем, как их передали членам группировки.
23 сентября Израиль объявил о начале «упреждающей военной операции» для уничтожения военной инфраструктуры «Хезболлы». ЦАХАЛ сообщила о ликвидации ряда военачальников «Хезболлы», в том числе командира ракетных войск Ибрагима Мухаммада Кубейси, командира воздушных сил Мухаммеда Хусейна Срура, командующего специальными операциями Ибрагима Акиля. Власти Ливана заявили о сотнях погибших в результате израильских ударов.
28 сентября 2024 года израильские военные заявили о ликвидации лидера группировки Хасана Насраллы в ходе удара по центральному штабу «Хезболлы» в Бейруте днем ранее.
Роль «Хезболлы» в ближневосточной политике
С 2000-х годов «Хезболла» участвовала в подготовке, оснащении и координации действий шиитских проиранских ополчений в Ираке в сотрудничестве с КСИР. С этой целью было сформировано «подразделение 3800», которое курирует деятельность двух крупнейших проиранских сил в Ираке: «Катаиб Хезболла» и «Асаиб Ахль аль-Хакк», а также ополчений в составе созданных в 2014 году «Хашд аш-Шааби» («Силы народной мобилизации»).
С 2012–2013 годов под предлогом защиты шиитских святынь в Дамаске силы «Хезболлы» были развернуты в Сирии, в 2015 году ее советники и инструкторы, предположительно, появились в Йемене. Благодаря присутствию в Сирии и Ираке группировка нарастила разведывательные возможности и получила опыт боевых действий в городских условиях. Она стала считаться ключевым звеном «оси сопротивления» — сети проиранских группировок, движений и правительств на Ближнем Востоке, противостоящих интересам Израиля и США.
В ближневосточном конфликте «Хезболла» поддерживает ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» — группировки, с которыми разделяет общие цели и которым оказывает финансовую, материальную и политическую помощь.
В 2011 году ее отношения с ХАМАС испортились в связи с тем, что ХАМАС поддержал протесты в Сирии и осудил действия Башара Асада. Однако к 2017 году контакты восстановились, c 2019 года территория Ливана активно использовалась оперативниками ХАМАС. Сейчас в Южном Ливане действуют ячейки и вербовочные структуры ХАМАС.
Какое будущее ожидает «Хезболлу»
«Хезболла» — преимущественно ливанская сила, она глубоко интегрирована в ливанское общество и политический истеблишмент, поэтому ее будущее во многом зависит от положения дел в Ливане. После короткого всплеска популярности в 2006 году неоднозначную реакцию в обществе вызвала интервенция «Хезболлы» в Сирию, которая была сопряжена с массовым наплывом беженцев, ростом терроризма, падением популярности в арабском мире, а также гибелью свыше 1 тыс. боевиков, включая опытных командиров. В связи с разразившимся в Ливане в 2019 году финансово-экономическим кризисом партию наряду с прочими конфессиональными силами стали считать одним из виновников тяжелой экономической ситуации, что было усугублено тем, что ее отряды были задействованы в подавлении общенациональных протестов.
В то же время партия пользуется поддержкой внутри шиитской общины. По опросам организации Arab Barometer, в 2024 году ей доверяют 85% ливанских шиитов, но среди других общин уровень доверия к партии ниже — по 9% у суннитов и друзов и 6% среди христиан, в целом же по стране этот показатель составляет 30%. Еще 42% не одобряют ее внешнеполитическую активность (в первую очередь в Сирии). Лишь 12% ливанцев заявили, что «Хезболла» им ближе всех остальных партий, а среди шиитов — наиболее лояльной к ним конфессиональной группы — таких оказалось всего 39% респондентов, в то время как еще 37% заявили, что не ассоциируют себя ни с какой политической силой.