Водный налог: что это, ставки и порядок исчисления
Содержание:
- Что такое водный налог
- Преимущества и недостатки водного налога
- Кто платит водный налог
- Виды водопользования
- Ставки водного налога
- Порядок исчисления водного налога
- Как подать декларацию по водному налогу
Что такое водный налог
Водный налог ― это федеральный налог, который взимается в России с юридических и физических лиц за использование водных объектов по лицензии. Он служит регулированию и контролю за использованием водных ресурсов в интересах государства и общества в целом. В нынешнем виде действует с января 2005 года. Ранее, с 1982 года, действовала плата за водозабор для предприятий (с 1991 года относилась к региональным налогам), а с 1998 года — плата за пользование водными объектами (с 2003 года уплачивалась в федеральный бюджет).
Размер водного налога зависит от вида водопользования, экономического района, объема используемой воды и конкретного водоема — по бассейнам рек, озер и морей. Основной целью водного налога является финансирование развития и модернизации инфраструктуры водных систем, а также обеспечение устойчивого и эффективного водопользования.
Основные виды водопользования, облагаемые водным налогом:
- забор воды из поверхностных и подземных источников в бассейнах рек, озер и морей;
- использование акватории водоемов (без откачки воды);
- сплав леса в плотах и кошелях;
- гидроэнергетика.
При этом законодательство предусматривает ряд исключений. От уплаты водного налога освобождается водопользование в сельскохозяйственных целях, для рыболовства и охоты, рыбоводства и аквакультуры, нужд пожаротушения и др.
Преимущества и недостатки водного налога
Преимущества водного налога:
- поощрение рационального использования воды. Водный налог способствует тому, чтобы люди и компании более рационально распоряжались этим ресурсом, так как плата предусмотрена за каждый использованный кубометр воды. Это подталкивает компании модернизировать производство и оптимизировать траты;
- финансирование охраны водных ресурсов. Деньги, которые государство получает от водного налога, частично идут на охрану водных ресурсов, восстановление водоемов и водоочистные мероприятия.
Недостатки водного налога:
- экономическая нагрузка. Водный налог ― это дополнительная финансовая нагрузка для малого бизнеса, что влияет на его конкурентоспособность, а также для потребителей, поскольку влияет на тарифную политику электроэнергетических компаний;
- сложности с администрированием. Контроль за компаниями, платящими водный налог, требует значительных административных ресурсов, а это дополнительные траты для государства;
- вероятность уклонения от уплаты. Компании часто ищут и находят способы, как уклоняться от уплаты водного налога.
Кто платит водный налог
- Юрлица — предприятия, использующие воду для производства и хозяйственных целей. Например, к ним относятся предприятия по добыче полезных ископаемых и гидроэлектростанции.
- Физические лица, в том числе ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с использованием воды, например владельцы скважин для забора подземных вод.
Пользование водными объектами по лицензии
С 1995 по 2007 год власти выдавали лицензии на пользование водными ресурсами. После вступления в силу нового Водного кодекса лицензирование отменили, а лицензии оставили только для тех компаний, которые занимаются определенной деятельностью, например используют акваторию водоемов или добывают полезные ископаемые. Подробнее про добычу ископаемых можно прочитать в законе.
Лицензия необходима, если в сутки компания добывает более 100 куб. м воды, если вода добывается в коммерческих целях, а также в том случае, когда скважина компании находится ниже, чем водоносный горизонт, из которого берут воду для центрального водоснабжения. Те, кто имеют эту лицензию, обязаны платить водный налог.
Если компания ведет деятельность, которая не подпадает под лицензирование, она не платит водный налог. Вместо этого она заключает договор о водопользовании с местными или региональными властями, где устанавливаются суммы, которые необходимо платить за пользование водными ресурсами. Если вопрос касается обороны и безопасности страны, то на такую деятельность разрешение дает правительство.
Виды водопользования
- Добыча полезных ископаемых. Например, добыча песка, гравия, щебня, торфа, нефти, газа и других полезных ископаемых из водных объектов.
- Гидроэнергетика. Использование воды для производства энергии, например на гидроэлектростанциях.
- Водоснабжение промышленных предприятий. Использование воды для производственных нужд предприятий, охлаждения оборудования, промывки, химических процессов.
- Водоснабжение населения коммунальными компаниями.
Ставки водного налога
Основные факторы, влияющие на ставку водного налога, — это то, как используется вода, в каком экономическом районе это происходит и какой конкретный водоем для этого используется.
Ставки налога установлены в ст. 333.12 Налогового кодекса. По ссылке можно изучить все тарифы и повышающие коэффициенты, которые зависят от назначения забора воды. Например, при превышении забора воды коэффициент вырастает до 5, если нет счетчиков — то на 1,1, а добыча воды из подземных источников для перепродажи имеет самый высокий коэффициент ― 10.
Дороже всего среди речной воды обойдутся реки Северо-Кавказского округа: Терек, Сулак, Кубань. Самый высокий коэффициент — 654 руб. за 1 тыс. куб. м воды — предусмотрен при заборе воды из подземного источника в некрупных водных артериях этого региона.
Среди морей России самые высокие ставки установлены за использование воды в Азовском и Черном морях: в обоих случаях она составляет 14,88 руб. за 1 тыс. куб. м воды. Дешевле всего будет использовать воду Чукотского моря — 4,32 руб. за 1 тыс. куб. м воды.
Порядок исчисления водного налога
Объектом налогообложения являются водные ресурсы, которые используются налогоплательщиком (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) для хозяйственной деятельности.
Налоговая база определяется в кубических метрах использованной воды за квартал или год. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от категории водного ресурса. Ставки могут различаться для поверхностных вод, подземных вод и вод, находящихся в пределах определенных экологических зон. Ставки меняются в зависимости от региона, и если компания действует в разных регионах, то для каждого из них рассчитывает налог отдельно.
Формула для расчета водного налога выглядит следующим образом:
Несмотря на простоту расчета, в нем нужно учесть множество нюансов.
Каждую ставку нужно помножить на повышающий коэффициент, который применяется с 2015 года и индексируется ежегодно с учетом инфляции. В 2024 году он составляет 4,05, а в 2025 году — 4,65.
В определенных условиях устанавливается дополнительный повышающий коэффициент: в случае превышения прописанного в лицензии лимита на водозабор его значение составит 5, если нет счетчиков — то 1,1, а если деятельность заключается в добыче воды из подземных источников для перепродажи, то он составит 10.
Для водоснабжения населения применяется отдельная ставка. В 2024 году это 283 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов, а в 2025-м — 326 руб. за тот же объем.
Пример расчета водного налога
Предположим, что в 2024 году у компании работает комбинат на реке Енисей, из которой откачивает по лицензии воду для своих производственный нужд. Годовой лимит по лицензии составляет 170 тыс. куб. м воды, а в четвертом квартале года она использовала 39 тыс. куб. м. Рассчитаем налог за этот период.
Сначала проверим, превысила ли компания лимит водозабора. В квартальном выражении он составляет 170 тыс. / 4 = 42,5 тыс. Поскольку компания уложилась в отведенный ей лимит, то дополнительный повышающий коэффициент здесь не предусмотрен.
Енисей относится к Восточно-Сибирскому экономическому району, базовая ставка забора 1 тыс. кв. м составит 246 руб. Основной повышающий коэффициент в 2024-м составляет 4,05.
Таким образом, размер налога:
39 × 246 × 4,05 = 38 855,7 руб.
Рассмотрим другой вариант, при котором компания превысила лимит водозабора на 9 тыс. куб. м.
Теперь для расчета налога каждую сумму придется рассчитать отдельно.
За водозабор в пределах лимита компания платит 42,5 × 246 × 4,05 = 42 342,75 руб.
За сверхлимитный водозабор придется заплатить 9 × 246 × 4,05 × 5 = 44 833,5 руб.
Общая сумма составит 42 342,75 + 44 833,5 = 87 176,25 руб.
Как подать декларацию по водному налогу
Соберите необходимые документы, подтверждающие данные, указанные в декларации. Это могут быть документы на водные ресурсы, расчеты объема использования воды и др.
Заполните декларацию. Она имеет определенный формат, ее можно скачать с сайта ФНС. Подайте декларацию лично в налоговую инспекцию по месту регистрации, по почте или через сайт ФНС.
После подачи декларации вам будет выставлен налог к уплате. Обратите внимание на сроки оплаты, чтобы избежать пеней или штрафов.
Когда нужно подавать декларацию:
- за первый квартал — до 25 апреля,
- за второй квартал — до 25 июля,
- за третий квартал — до 25 октября,
- за четвертый квартал — до 25 января.
Ответственность за несвоевременную подачу декларации
За несвоевременную подачу декларации по водному налогу могут быть вынесены предупреждения или наложены штрафы. При наличии умысла или при неоднократных нарушениях может наступить уголовная ответственность по ст. 122 Налогового кодекса.
Штраф за несвоевременную подачу декларации взимается в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы.
Штрафы могут быть наложены и за неуплату налога. Размер штрафа может быть увеличен при наличии отягчающих обстоятельств, например если компания умышленно уклонялась от уплаты налога. Могут быть применены другие меры воздействия, например приостановление деятельности предприятия или отзыв лицензии на водопользование. Кроме того, штраф предусмотрен за использование водного объекта без лицензии.