Чем отличаются малый, средний и крупный бизнес
Содержание:
- Малый, средний и крупный бизнес - что это такое?
- Критерии малого бизнеса
- Признаки среднего бизнеса
- Чем отличается крупный бизнес
- В чем различия между малым, средним и крупным бизнесом
- Зачем нужно было разделять бизнесы?
- Регистрация бизнеса через МСП
- Плюсы и минусы МСП
Малый, средний и крупный бизнес — что это такое?
Малый, средний и крупный бизнес — это сегменты экономики, организации в которых различаются по количеству работников и размеру дохода. В большинстве развитых стран мира выработаны и действуют критерии классификации предприятий, на основе которых принимаются программы поддержки и развития среднего и малого бизнеса. В России тоже приняты критерии, по которым различаются эти компании.
- Малый бизнес — это предприятие со сравнительно малым штатом сотрудников (до 100 человек) и доходом до 800 млн руб. за год.
- Средний бизнес — фирма, где работают от 101 до 250 человек и прибыль находится в пределах 0,8–2 млрд руб. в год.
- Крупный бизнес — это организация с доходом от 2 млрд руб. за год и штатом 251 человек и более.
Размер бизнеса может определяться по крупнейшему показателю. Например, лавочка с пятью сотрудниками, но настолько успешными, что доход составляет 1 млрд руб. в год, будет считаться средним бизнесом.
В России доля малого и среднего бизнеса в экономике составляет около 20%, в секторе представлено порядка 6 млн предприятий, где работают свыше 28 млн человек. А например, в Китае эти показатели значительно выше: в 2020 году на таких предприятиях производилось более 60% ВВП, они приносили 50% налоговых поступлений в бюджет и создавали 79% рабочих мест. Всего в стране насчитывалось 140 млн подобных компаний. В США, по данным Американской торговой палаты, действует свыше 33 млн МСП, которые генерируют 43,5% ВВП и 45,9% занятости.
Критерии малого бизнеса
Как уже сказано выше, компания относится к малому бизнесу, если зарабатывает до 800 млн руб. и нанимает не более 100 сотрудников. В небольшой фирме может быть лишь несколько сотрудников — тогда это называется микропредприятие. По общему правилу, в таких организациях заняты до 15 сотрудников, а годовой доход не превышает 120 млн руб.
Фирма относится к малому бизнесу также по наличию в уставном капитале иных хозяйствующих субъектов в определенном процентном отношении. Они не могут занимать более 25%, если это общественные организации или благотворительные фонды, муниципалитеты или субъекты Федерации, а также само российское государство. Для зарубежных фирм и других юрлиц не из сферы малого и среднего бизнеса вклад в уставный капитал не может быть более 49%.
У малого бизнеса есть свои льготы: упрощенные регистрация и документооборот, в том числе электронный, поддержка государства и надзорные каникулы, когда для получения этой поддержки свой статус можно не подтверждать через плановые проверки.
Признаки среднего бизнеса
К предприятию среднего размера относятся те же требования долевого участия государства или иных организаций — 25 и 49%.
В то же время доля иностранных юридических лиц в уставном капитале средней организации не ограничена, если это не офшорные предприятия (то есть не зарегистрированы на территории с особыми условиями бизнеса) и по критериям штата и дохода подходят под определение малого или среднего предпринимательства.
Средний бизнес чаще всего вырастает из малого за счет набора сотрудников и увеличения оборота. Предприятие такого масштаба уже требует дополнительного менеджмента для управления, появляются подразделения, филиалы в других местах, городах или регионах.
Чем отличается крупный бизнес
Доля государства в уставном капитале крупной организации может и должна превышать 25%. В дочерних предприятиях госучастие может быть 50%. Крупная организация должна работать в нескольких регионах или даже странах. Деятельность такого масштаба бизнеса влияет и на другие предприятия.
Формат такого бизнеса может быть трех видов:
- группа компаний (ГК «Самолет», ГК «Русал»);
- одна компания из нескольких предприятий (медиахолдинги; ОАО «Российские железные дороги»);
- единое предприятие (градообразующие предприятия).
Большим организациям выгодны оптовые закупки, таким образом им удается экономить и не завышать себестоимость производимого товара. Также ответственное руководство крупного предприятия исправно платит налоги, обеспечивает рабочие места, вкладывает деньги в научные разработки. В то же время большие компании, где работает много людей, зачастую бюрократизируются и медленно адаптируются к переменам.
В чем различия между малым, средним и крупным бизнесом
В основном бизнес разделяют по числу сотрудников (основной критерий) и размеру дохода, но в разных странах правила могут различаться и меняться со временем. Так, действующие в России значения установлены постановлением правительства в 2015 году.
В государствах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 38 развитых стран мира, на малых предприятиях работают от 20 до 100 человек, на средних — от 101 до 499 сотрудников. Крупный бизнес требует не менее 500 работников в штате.
В целом различия в классификациях обусловлены множеством факторов — от географического положения до численности населения, от уровня развития экономики до вклада бизнеса в ВВП.
Например, Центробанк Египта считает микропредприятиями те, где работают менее десяти сотрудников и чей доход не превышает 1 млн египетских фунтов (почти 1,9 млн руб.). Как малые, так и средние организации в этой стране могут иметь до 200 сотрудников, но доход у одних не может быть больше 50 млн фунтов (почти 94 млн руб.), у других — 200 млн фунтов (чуть более 375 млн руб.).
А, например, во Вьетнаме число сотрудников для определения категории предприятия также зависит от сферы экономики: малое предприятие в сельском хозяйстве и строительстве обслуживают от 11 до 100 сотрудников, торговля и услуги требуют на таком предприятии от 11 до 50 человек.
В то же время многие страны такого разделения не делают. Так, в 2020 году Индия пересмотрела прежнюю классификацию и перестала делить МСБП по роду деятельности; единственными критериями остались объем инвестиций в машины и оборудование и оборот компании.
Зачем нужно было разделять бизнесы?
В России это разделение на средний, малый и крупный бизнес необходимо для определения размера поддержки для предприятия.
Также в стране ведется реестр малых и средних предприятий, чтобы, с одной стороны, фирме не приходилось доказывать свой статус, а с другой — можно было бы легко найти контрагента.
Кроме того, соответствие требованиям нахождения в реестре подтверждает добросовестность организации.
Реестр ведет ФНС, обновляя его каждый месяц 10-го числа. Налоговой это нужно для повышения мер поддержки, снижения затрат бизнесменов на переподтверждение статуса, запуска «налоговых каникул» и раскрытия данных о всех официальных предприятиях МСБ.
Регистрация бизнеса через МСП
Современные средние и малые предприятия требуют электронного документооборота в том числе для сдачи электронной отчетности.
Для открытия и поддержки своего бизнеса в России создана Корпорация МСП. Ее электронная платформа дает возможность понятно оформить и быстро зарегистрировать бизнес — малый или средний, получить финансовую поддержку при первых шагах на этом пути, подключиться к тендерам и защитить свои права.
Кроме того, в стране работает национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанный до 2024 года. В его рамках, например, небольшие и средние организации получили компенсации от государства после эпидемии COVID-19.
Плюсы и минусы МСП
От размеров бизнеса напрямую зависят не только размеры, но и виды поддержки бизнеса от предприятий и корпораций, государства, регионов и муниципалитетов.
Малый бизнес
Плюсы
- финансовая поддержка от государства;
- налоговые льготы;
- возможности роста.
Минусы
- риски;
- нестабильность.
Среднее предприятие
Плюсы
- более устойчивое;
- возможность расширить штат;
- стабильнее доход.
Минусы
- высокая конкуренция;
- сложность с запуском с нуля.
Крупное предприятие
Плюсы
- создание условий для всей отрасли;
- законодатель инноваций и трендов.
Минусы
- сложность управления;
- высокие требования к качеству.