«Аврора» оценила затраты на новые российские самолеты в ₽100 млрд
Для покрытия затрат на владение 45 новыми российскими самолетами единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» потребуется 112,5 млрд руб. до 2044 года. Такие расчеты приводятся во внутренних материалах перевозчика (с которыми ознакомился РБК; наличие таких расчетов подтвердил представитель авиакомпании, но отказался комментировать детали). Гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик уточнил лишь, что на весь проект эксплуатации 45 самолетов в течение 20 лет понадобится «круглая сумма — около 100 млрд руб.».
«Обеспечение единой дальневосточной авиакомпании российскими самолетами — поручение президента, и [оно] должно быть выполнено безусловно», — передал РБК через представителя министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По его словам, сейчас прорабатываются варианты компенсации лизинговых платежей, задействование целевых программ Минпромторга и льготного кредитования.
Что известно про «Аврору»
Единая дальневосточная авиакомпания создана на базе сахалинской «Авроры» в 2021 году по поручению президента Владимира Путина. В ее состав также вошли региональные перевозчики «Якутия» и «Полярные авиалинии» (Республика Саха), Камчатское авиационное предприятие, «Хабаровские авиалинии» и «ЧукотАвиа». В 2021 году их суммарный пассажиропоток превысил 2 млн человек.
Парк единой авиакомпании состоит из 135 воздушных судов — 94 самолетов и 41 вертолета (все советского или российского производства), по данным Росавиации на середину декабря 2021 года. 50 самолетов произведены полностью или частично за рубежом, около 30 — еще в советское время. Из современных российских самолетов в парке перевозчика есть только четыре Superjet.
49% акций «Авроры» принадлежит Сахалинской области, еще по 5% — у остальных десяти субъектов Дальневосточного федерального округа, у Минвостокразвития — «золотая» акция.
Зачем «Авроре» более ₽100 млрд
45 воздушных судов российского производства (Superjet, Ил-114, L-410 и «Байкал») могут быть переданы «Авроре» в финансовый лизинг на срок от 15 до 20 лет, сказал РБК Сухоребрик. По окончании этого срока самолеты перейдут во владение авиакомпании. Поэтому до 2044 года на покрытие затрат на владение этим парком необходимо 112,5 млрд руб., указано в материалах компании. Но общую сумму еще необходимо выверять с производителем и лизинговыми компаниями, отмечает глава «Авроры».
Суммы расходов на владение воздушными судами выглядят правдоподобно, если речь идет об их операционном лизинге (после его окончания техника возвращается лизингодателю, поэтому он обходится дешевле, чем финансовый лизинг), отмечает директор департамента по работе с крупнейшими клиентами «СберЛизинга» Павел Пискун. Операционные затраты «Авроры» на владение самолетами, согласно предварительным оценкам, составят «значительные суммы», признает представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). ГТЛК по поручению президента Владимира Путина отвечает за проработку вопроса обеспечения «экономически эффективного лизингового платежа» «Авроры» за поставки самолетов российского производства.
Ранее глава ГТЛК Евгений Дитрих говорил, что авиакомпания получит первый Superjet в 2021 году, но этого не произошло. По словам Сухоребрика, теперь первые поставки таких самолетов запланированы на четвертый квартал 2022 года. На их владение необходимо в этом году 843 млн руб.: на покрытие лизинговых платежей, формирование резервов на «тяжелые» формы технического обслуживания (плата собственнику за будущее техобслуживание самолетов) и на мобилизацию (подготовка персонала, самолетов, технической базы, приобретение запасных частей и инструментов). Но в полном объеме денег не выделено, предупреждает топ-менеджер.
Какие есть инструменты субсидирования
По словам Сухоребрика, согласно постановлению правительства № 301 от 19 марта 2018 года, касающемуся субсидий для обеспечения бесперебойной эксплуатации Superjet, в 2022-м авиакомпании может быть выделено 560 млн руб. Компания также имеет право претендовать на господдержку по постановлению № 1212 от 30 декабря 2011 года (субсидии на уплату лизинговых платежей, их размер Сухоребрик не уточняет). Но по этому документу «Аврора» сможет получить деньги «ориентировочно через полгода» после поставки машин, добавляет топ-менеджер.
В итоге в этом году образуется нехватка средств в размере 283 млн руб. «Предстоит решить, когда и как будет профинансирован этот дефицит», — говорит Сухоребрик. Компания не сможет покрыть эту разницу за счет роста цен на авиабилеты, потому что новые самолеты будут летать по социально значимым маршрутах по субсидируемым тарифам, добавил он.
В 2022 году единая дальневосточная авиакомпания будет летать по 36 маршрутам, за год она должна выполнить более 7 тыс. рейсов и перевезти до 250 тыс. пассажиров. «Аврора» получает субсидии на выполнение этих рейсов через постановление № 1172 от 13 июля 2021 года. По словам Чекункова, в 2022–2024 годах на реализацию этой программы будет выделено 17,7 млрд руб.
В 2022–2025 годах «Авроре» понадобится на российские самолеты 13,5 млрд руб., но действующими мерами господдержки покрывается только около половины этой суммы — 7 млрд руб., говорится в материалах компании. Сухоребрик утверждает, что пока речь идет о выделении средств на еще более короткий срок — на 2022–2024 годы.
Где компания может получить деньги
По итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, прошедшего 2 сентября 2021 года, Путин поручил премьеру Михаилу Мишустину и главам всех дальневосточных регионов до 1 декабря принять необходимые решения, направленные на обеспечение доступности для граждан воздушных перевозок в пределах округа, а также с Дальнего Востока и в обратном направлении. Среди этих решений — финансирование поставок «Авроре» новых судов российского производства, в том числе за счет обеспечения «экономически эффективного лизингового платежа».
«Сейчас совместно с Минэкономразвития и ГТЛК работаем над согласованием паспорта инвестиционного проекта по приобретению авиационной техники отечественного производства для последующей передачи в лизинг [«Авроре»]», — говорил в интервью РБК глава Минпромторга Денис Мантуров 30 декабря. По его словам, общий объем финансирования этого проекта (стоимость покупки самолетов без лизинговых платежей) 53 млрд руб., из них 60% — средства ФНБ, 40% — привлекаемые заемные средства.
Субсидирование лизинга самолетов Сухоребрик обсуждал с вице-премьером и полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым 27 января на совещании по развитию «Авроры». По его итогам Трутнев назвал этот вопрос «самой большой проблемой».
Гендиректор «Авроры» признает, что пока нет четкого понимания источников покрытия лизинговых платежей. «По этому поводу есть прямое напоминание и от совета директоров «Авроры» (от федерального правительства в него входит замглавы Минвостокразвития Анатолий Бобраков. — РБК). Необходимо закончить формализацию идеи эксплуатации отечественных самолетов на социальных маршрутах Дальнего Востока и выпустить соответствующие документы, определить программы о выделении государством средств на владение новыми самолетами, а потом уже заключать договоры [на закупку самолетов]», — подчеркнул он.
«Источник покрытия расходов на оплату лизинговых платежей и резервов на техобслуживание и ремонт — доходы от перевозки пассажиров и субсидии от обслуживания субсидируемых маршрутов», — говорит Пискун из «СберЛизинга». Следовательно, если стоит вопрос об источниках, значит, не согласована сеть субсидируемых маршрутов, которая требует для обслуживания такое количество самолетов, заключает он.
Летом 2021 года стало известно, что правительство отказало «Авроре» в предоставлении 17 млрд руб. для субсидирования маршрутов в ДФО и оплаты лизинговых платежей за новые воздушные суда, потому что она запросила слишком «много» средств господдержки. «Предварительная оценка [необходимых субсидий со стороны] правительства — 5–7 млрд руб. Истина где-то посередине», — говорил РБК Алексей Чекунков.
При подготовке закона о бюджете на 2022–2024 годы Минпромторг совместно с Минвостокразвития проанализировали необходимость компенсации лизинговых платежей и ставки поддержания летной годности для авиакомпании «Аврора», утверждает представитель Минпромторга. Тогда же была изучена потребность лизинговых компаний и производителей по снижению процентной нагрузки и компенсации затрат на создание системы послепродажного обслуживания воздушных судов, приобретаемых авиакомпанией, в рамках системных мер поддержки государственной программы «Развитие авиационной промышленности». «Указанная потребность в полном объеме включена в структуру расходов федерального бюджета на указанный период», — подчеркивает он.
РБК направил запросы в пресс-службу правительства, аппарат Трутнева, а также представителям Минэкономразвития, Минтранса и Минфина. Представитель первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирует транспорт) отказался от комментариев.