LetterOne Фридмана выкупит не справившийся с долгами фармхолдинг из ЮАР
Инвестхолдинг получит европейский бизнес компании по производству дженериков и БАДовLetterOne и Blantyre Capital подали в Комиссию по защите конкуренции Республики Кипр ходатайство на приобретение активов южноафриканского фармацевтического холдинга Ascendis Health. Интерес покупателей вызвали базирующийся на Кипре производитель дженериков Remedica, специализирующаяся на выпуске безрецептурных препаратов испанская Farmalider, а также Sun Wave Pharma, которая производит и распространяет преимущественно в Румынии пищевые добавки и другие сопутствующие товары в различных терапевтических областях, в частности, связанных с психическими, когнитивными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Фактически LetterOne и Blantyre Capital получили контроль над Remedica и Sun Wave Pharma еще в октябре 2021 года в рамках реструктуризационного плана Ascendis Health, переговоры о котором продолжались с консорциумом кредиторов еще с июня 2020 года. Инвесткомпании — крупнейшие кредиторы Ascendis Health, в январе 2021 года на них приходилось 75% долговых обязательств фармпроизводителя.
Предмет сделки
Фармацевтическая компания Ascendis Health существует с 2008 года, с 2013 года ее акции торгуются на фондовой бирже Йоханнесбурга. В 2015 году в рамках международной экспансии холдинг стал скупать активы в Европе, что, однако, впоследствии негативно отразилось на его финансовом положении.
В предыдущем финансовом году, который закончился 30 июня 2021 года, совокупная долговая нагрузка Ascendis Health равнялась 10,1 млрд южноафриканских рэндов (около €583 млн). При этом выручка фармхолдинга в том году составила только 2,2 млрд рэндов (около €127 млн), а чистый убыток превышал более 1 млрд рэндов (€57,7 млн). Капитализация компании в понедельник, 31 января, приближалась к 41,9 млрд рэндов (€2,4 млрд).
L1 Health (созданное в 2016-м подразделение LetterOne для инвестиций в перспективные фармкомпании) и Blantyre Capital еще в прошлом году предложили провести рекапитализацию компании через конвертацию ее долговых обязательств во владение активами, так как считали, что продажа основных активов, которую запланировала Ascendis, не отвечала долгосрочным интересам как самой компании, так и ее акционеров. Часть активов все же запланированы к продаже.
После успешной рекапитализации группы инвесторы предоставят кредитную линию в размере €20 млн, которую холдинг сможет использовать по мере необходимости для финансирования будущей операционной деятельности.
Стороны сделки
Инвестиционный холдинг LetterOne, основатели которого — Михаил Фридман, Петр Авен, Алексей Кузьмичев, Герман Хан и Андрей Косогов, специализируется на международных инвестициях в сферах телекоммуникаций, высоких технологий, энергетики, ретейла и медицины.
Под управлением L1 Health находятся американская платформа Destination Pet (предоставляет ветеринарные услуги для домашних животных), а также инвесткомпания K2 HealthVentures, финансирующая биотехнологические компании, специализирующиеся на разработке фармпрепаратов и медицинского оборудования. В частности, K2 HealthVentures инвестировала в Evelo Biosciences, Surface Oncology, Companion Medica.
Британская инвесткомпания Blantyre Capital, бенефициаром которой является бывший топ-менеджер европейского подразделения инвесткомпании KKR Мубашир Мукадам, позиционирует свой фокус работы на европейских компаниях с временными финансовыми проблемами, требующими срочного решения.
Контекст сделки
Ascendis Health не первая компания в потребительском секторе с непростым финансовым положением, в которую инвестирует LetterOne.
Подразделение L1 Retail в 2017 году приобрело 3% испанской сети Dia, испытывавшей проблемы с кредиторами, а в 2019 году поглотило ретейлера, работающего не только в Европе, но и в Латинской Америке. L1 планировала докапитализировать сеть на €500 млн, чтобы «сделать ее лидером испанского рынка розничной торговли».
В 2021 году выручка Dia Group снизилась год к году на 3,4%, до €6,6 млрд, следует из операционных результатов ретейлера. Сильнее всего продажи компании просели в Аргентине (-28%) и Бразилии (-14%). Слабые результаты по выручке были на фоне более низких, чем в 2020 году, сопоставимых продаж. Однако этот показатель был на 5% выше, чем в доковидном 2019 году, отмечает Dia Group.