Биржевые цены на АИ-92 упали впервые с начала года
Что будет со стоимостью топлива дальшеОптовые цены на АИ-92 по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упали на 6,81%, до 47,372 тыс. руб. за тонну, что стало первым снижением его стоимости за весь 2024 год. За 9–31 января биржевые цены на АИ-92 выросли на 29,2%. Рост цен на АИ-95 при этом не прекратился: с 9 января по 1 февраля его стоимость выросла на 28,2%, до 54,299 тыс. руб. за тонну.
Ускорение роста оптовых цен на бензин в январе началось на фоне приостановки работы технологической установки на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» из-за «инцидента». В конце декабря ЛУКОЙЛ сообщил о ликвидации пожара на установке. Установленная мощность переработки нефти на НПЗ компании составляет 17 млн т в год.
После этого, по данным источника РБК, правительство начало рассматривать возможность запрета на экспорт бензина. В понедельник, 29 января, глава Минэнерго Николай Шульгинов сообщил, что сейчас нет необходимости в запрете экспорта топлива и других ограничениях, так как бензиновый рынок стабилен. Запрет на экспорт бензина уже вводился правительством 21 сентября в прошлом году на фоне рекордных цен (АИ-95 достиг 76,876 тыс. руб. за тонну 7 сентября, а АИ-92 — 70,508 тыс. руб. за тонну 18 сентября) и отменен 17 ноября.
По данным Росстата, за неделю 23–29 января розничные цены на бензин выросли только на 0,03%. Накопленный рост стоимости бензина с конца декабря 2023 года составил 0,54%, что ниже общей накопленной с начала 2024 года инфляции 0,62%. В Москве за 22–29 января, по подсчетам Московской топливной ассоциации (МТА), средние розничные цены на бензин даже немного снизились: АИ-92 — на 4 коп., до 51,11 руб. за литр, а АИ-95 — на 2 коп., до 56,6 руб. за литр.
Что происходит с дизтопливом
С 9 января по 1 февраля 2024 года оптовые цены на зимнее дизтопливо снизились на 14,8%, до 54,458 тыс. руб. за тонну. Стоимость межсезонного дизеля выросла только на 3%, до 53,494 тыс. руб. за тонну, поскольку с 23 января продолжает снижаться. Однако цены на летнее дизтопливо выросли уже на 4,9%, до 53,732 тыс. руб. за тонну.
В прошлом году правительство вместе с экспортом бензина запретило и поставки дизеля. После серии частичных смягчений (к примеру, для дизтоплива, которое поставляется в порты по трубам, если производитель поставлял на внутренний рынок не менее 50% от произведенного нефтепродукта) кабмин в конце ноября отменил запрет для экспорта летнего дизеля на фоне насыщения внутреннего рынка. Запрет для части зимнего дизтоплива все еще действует.
Пресс-служба Федеральной антимонопольной службы (ФАС) 31 января сообщила, что ряд вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) не выполняют в полной мере рекомендации по дополнительным поставкам топлива на внутренний рынок, в том числе для реализации на бирже, которые Минэнерго ежемесячно доводит до нефтяных компаний. При этом, по мнению ФАС, ВИНК соблюдают обязательные нормативы продаж.
Биржевой комитет при ФАС напомнил об ответственности за несоблюдение критериев и рекомендовал их соблюдать, учитывая рост спроса на бензин. В ведомстве подчеркнули, что этот вопрос также будет обсуждаться на штабе Минэнерго. Ранее, 24 января, ФАС сообщила, что в ближайшее время направит запросы в нефтяные компании о необходимости представить динамику изменения цен бензина и дизеля с сентября 2023 года, так как ведомство посчитало недостаточным снижение цен на нефтепродукты в мелком опте.
Что происходит с топливным рынком
Ситуация на топливном рынке сейчас в пределах нормы, так как рост в оптовом сегменте сменился коррекцией, полагает Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединяет энергетические компании). «Высокая ставка финансирования у банков не дает возможности создавать большие запасы на летний сезон, поэтому пока все в ожидании», — подчеркнул эксперт.
Текущая ситуация соответствует экономическим реалиям — топливо подвержено системному повышению цен в рознице, рассказал Илья Жарский, управляющий партнер экспертной группы Veta, на это влияют как аварии на НПЗ (как в случае с ЛУКОЙЛом), так и зависимость отдельных сетей АЗС от внешних условий — они не могут долго искусственно сдерживать цены, так как не имеют своих мощностей переработки, и это тоже усиливает спрос на топливо, если возникают новости об авариях. По мнению эксперта, на рынок также влияют экспортные ограничения, повышенное государственное регулирование и контроль, а также наличие сезонных вспышек или снижения спроса.
В некоторой степени рост цен на бензин объясняется ростом цены на Brent, пересчитанной в рубли (порядка 8% за январь 2024 года), а также ростом акцизов (на 4,9% с 1 января, что дает вклад в рост цен топлива порядка 1,5%), рассказал Василий Танурков, директор группы корпоративных рейтингов АКРА. Но основной вклад в рост цен внесло сокращение производства в связи с аварией на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа, подчеркнул аналитик. Танурков полагает, что «рост цен во многом выглядит как спекулятивный». По его мнению, они начали заметно расти после объявления об остановке на технологической установке на НПЗ ЛУКОЙЛа 12 января, «в то время как инцидент, как сообщается, случился еще 4 января и рост цен до объявления об аварии был достаточно умеренным».
ЛУКОЙЛ на НПЗ в Кстово в Нижегородской области производил около 5% от общего объема переработки в стране, по бензинам доля от всего производства составляла 9%, подсчитал Гусев. По его мнению, с учетом того, что «ситуация и ремонт продлятся до начала высокого сезона, нет никаких прямых действий на цену на внутреннем рынке».
«Долгосрочного влияния на рынок авария на НПЗ в Нижегородской области не оказала — в плане объемов и запасов спрос был довольно оперативно удовлетворен за счет других производителей, которые имеют доступ к нескольким НПЗ и могут регулировать производительность», — отметил Жарский. Такие инциденты, по мнению эксперта, все же могут косвенно влиять на ценообразование: из-за новостного фона оптовые цены росли, так как в моменте объемы предложения снижались.
Сокращение производства бензина в связи с инцидентом на НПЗ можно оценить примерно в 3,3% от объема производства в России, отметил Танурков, а «для рынка АИ-95 это влияние может быть более существенным». Одновременно с этим объем отгрузок бензина на внутренний рынок за 1–25 января вырос на 7% за счет снижения экспорта, что в теории должно было нивелировать последствия частичной остановки НПЗ, сказал эксперт.
Обсуждаемый запрет на экспорт возможен, считает Гусев, но все зависит от участников рынка — если они будут соблюдать рекомендации президента Владимира Путина о приоритете поставок на внутренний рынок, то никаких проблем с ценой не будет. В феврале и марте никаких изменений на рынке быть не должно, так как они будут купированы в самом начале, отметил эксперт, «поэтому прогнозов роста быть не может».
Сейчас нет реальных причин для полного перекрытия экспорта топлива, так как это невыгодно крупным игрокам, а внутренние запасы нефтепродуктов и наличие мощностей по их переработке даже с учетом временного простоя Нижегородского НПЗ имеют потенциал для удовлетворения спроса, сказал Жарский. Рост цен сохранится, но он не должен превышать динамику, которая была зафиксирована в январе, прогнозирует аналитик. Жарский подчеркнул, что оптовые цены на бензин прибавляют 1–2% ежедневно и такая динамика «не может внушать значительного оптимизма будущим перспективам текущего года». При сохранении повышенного уровня поставок бензина на внутренний рынок Танурков ожидает «снижения спекулятивной премии и спреда между АИ-95 и АИ-92 в ближайшие месяцы».