Транзитный суд: Стокгольм не поставил точку в споре «Газпрома» с Украиной
Частичная победа
Арбитражный суд Торговой палаты Стокгольма 28 февраля частично удовлетворил требования украинской компании «Нафтогаз», постановив, что «Газпром» должен заплатить ей $4,63 млрд за недопоставку газа по транзитному договору, заключенному в 2009 году и действующему до конца 2019 года, сообщили участники спора. Однако с учетом долга за поставленный газ «Газпром» должен будет заплатить «Нафтогазу» $2,56 млрд, решили арбитры.
«Нафтогаз», подавший иск в октябре 2014 года, требовал возместить ущерб на сумму до $16 млрд за недостаточную загрузку газотранспортной системы Украины: в контракте прописано обязательство прокачивать через нее ежегодно по 110 млрд куб. м, однако годовой объем транзита в 2009–2013 годах равнялся в среднем 94 млрд куб. м.
Украинская компания также требовала изменить параметры транзитного контракта так, чтобы они были приведены в соответствие с нормами Третьего энергопакета Евросоюза и украинским антимонопольным законодательством, в частности изменить методику расчета транзитных платежей. Все эти требования суд отклонил. Теперь «Нафтогаз» будет добиваться пересмотра тарифов на транзит по украинской территории, а также изменения условий контракта с «Газпромом» с учетом украинского законодательства, несмотря на отказ, заявил председатель правления компании Андрей Коболев на брифинге в четверг, 1 марта.
Арбитраж также отклонил единственное финансовое требование «Газпрома» — выплатить $7 млн за газ, якобы несогласованно отобранный украинской компанией из транзитного потока, сообщила пресс-служба «Нафтогаза».
Реакция сторон
Первым о решении Арбитража поздно вечером 28 февраля сообщила пресс-служба «Нафтогаза», которая назвала его победой. Президент Украины Петр Порошенко встретился с руководством компании и поздравил сограждан в специальном видеообращении: «Поздравляю всех украинцев с этой исторической убедительной победой!» На встрече с менеджерами «Нафтогаза» он сказал: «В бюджет «Нафтогаза Украины» будет засчитано $2,56 млрд, причем будут зачислены немедленно».
Пресс-служба «Газпрома» в час ночи 1 марта выпустила заявление, в котором сообщила о непоследовательности Стокгольмского арбитража. «С учетом итогов двух разбирательств в отношениях «Газпрома» и «Нафтогаза» по поставкам и транзиту возник существенный дисбаланс, нарушающий базовые принципы шведского права, которым регулируется контракт. «Газпром» будет защищать свои права всеми способами, доступными ему в соответствии с применимым законодательством», — сообщила компания.
«Газпром» пояснил, что в декабре 2017 года арбитры, рассматривая первый спор, касавшийся цены и объема закупок российского газа по тому же контракту, согласились с аргументами «Нафтогаза» о резком ухудшении cостояния украинской экономики, что повлекло за собой снижение спроса и неисполнение обязательств по отбору газа. «Однако в отношении «Газпрома», ссылавшегося на снижение закупок европейскими клиентами как на главную причину уменьшения транзита через Украину, этот аргумент принят во внимание не был», — говорится в сообщении российской компании.
22 декабря прошлого года Стокгольмский арбитраж обязал «Нафтогаз» выплатить «Газпрому» $2 млрд за уже поставленный газ, а также проценты за просрочку (0,03% за каждый день с момента решения), которые к 1 марта достигли $42 млн. Арбитраж лишь частично удовлетворил требования российской компании, которая добивалась не только оплаты газа, но и штрафов за недобор по правилу take or pay («бери или плати») на $56 млрд.
Последствия для «Газпрома»
На брифинге в четверг глава украинской компании Андрей Коболев заявил, что если «Газпром» не выполнит решение Арбитража, то украинская сторона задействует процедуру принудительного взыскания денег. По его словам, «Нафтогаз» в этом случае может вновь обратиться в Международный арбитраж. У «Газпрома» есть много активов в Европе и мире, мы давно их инвентаризовали и будем работать в этом направлении», — предупредил он.
Он также отметил, что компания ждет оплаты деньгами, но возможны и другие формы расчетов, включая плату газом. «Нафтогаз» уже запросил «Газпром» о сроках выплаты $2,56 млрд, сказал Коболев. На эту сумму также начисляются пени, добавил главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко: «Уже сегодня начисляются проценты за то, что они не заплатили — $0,5 млн [в день]».
Зарубежные активы
У «Газпрома» множество зарубежных активов, включая здания офисов в некоторых странах, доли в совместных проектах и трейдинговые структуры. В частности, это структура Gazprom Marketing&Trading с офисами в Лондоне, Сингапуре, Хьюстоне, Париже и Цуге (Швейцария) и Нидерландах, Gazprom U.K. Limited с офисом в Лондоне. На шельфе Северного моря структуры «Газпрома» участвуют в проекте по освоению газового месторождения (Wingate, 20%), а также в проектах по перспективным площадям Winchelsea и Sillimanite. «Газпрому» также принадлежат 51% компании Nord Stream, которая управляет газопроводом «Северный поток» по дну Балтийского моря, 48% газотранспортного оператора Europolgaz (владеет польским участком газопровода Ямал — Европа) и подземные газохранилища в Европе мощностью 5 млрд куб. м газа в год.
Украина уже сформировала межведомственную комиссию по выполнению решения Стокгольмского арбитража, заявил в четверг журналистам министр юстиции страны Павел Петренко. По его словам, у Киева заключены договоры о двусторонней правовой помощи с 27 юрисдикциями, которые будут способствовать взысканию средств.
Представитель «Газпрома» не стал комментировать РБК, ответила ли компания на запрос «Нафтогаза» и будут ли вестись переговоры об условиях исполнения решения. Но, исходя из текста заявления «Газпрома», компания намерена добиваться отмены этого решения. Об этом сказал РБК и источник в монополии: она будет судиться до последнего, считает он. По шведскому закону ходатайство об отмене арбитражного решения подается в апелляционный суд того округа, где проходило арбитражное разбирательство. Соответственно, если это Стокгольм, то ходатайство подается в апелляционный суд округа Свеа, сказал РБК юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Михаил Самойлов. Подать его нужно в течение трех месяцев. Срок рассмотрения таких дел по общему правилу составляет один год, но в зависимости от конкретных обстоятельств может значительно затянуться. Определения апелляционного суда об отмене арбитражного решения, как правило, не подлежат дальнейшему обжалованию, но в некоторых случаях, когда затронуты важные вопросы права, разрешается обжалование в Верховном суде Швеции, уточнил Самойлов.
Основания для отмены решения арбитров шведским судом крайне ограничены, предупреждает руководитель группы трансграничных споров Goltsblat BLP Юрий Бабичев. «Если будет доказано, что состав Арбитража был сформирован ненадлежащим образом, арбитры были пристрастными, вынесли решение по вопросам, которые не охватываются действительной арбитражной оговоркой, допустили серьезную процессуальную ошибку, которая повлияла на исход дела, — это основания для отмены решения», — перечисляет он. Основанием могут стать также игнорирование арбитрами доводов «Газпрома» или нарушение принципов права Швеции. Однако доказать это крайне сложно, оговаривается юрист.
Даже начало такой процедуры не останавливает действия принятого решения, оно вступило в силу, заявил на пресс-конференции Коболев. Действительно, вероятный процесс в апелляционном суде не помешает «Нафтогазу» попытаться взыскать имущество «Газпрома» как на территории Украины, так и за рубежом, например в виде акций «дочек» или выручки по экспортным контрактам, подтверждает Бабичев.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что решение Арбитража Стокгольма обостряет конфликт «Газпрома» и «Нафтогаза». Но контракт на транзит российского газа через Украину истекает только в конце 2019 года, и, скорее всего, этот маршрут будет востребован и после окончания контракта с учетом повышенного спроса на газ в Европе, считает он: его не смогут полностью заменить строящиеся газопроводы «Северный поток-2» (мощность 55 млрд куб. м в год) и «Турецкий поток» (31,5 млрд куб. м), которые пройдут по дну Балтийского и Черного морей.
Путь через Украину
Украина в 2017 году увеличила транзит газа через свою газотранспортную систему на 13,7% по сравнению с 2016 годом, до 93,5 млрд куб. м, сообщил «Нафтогаз» со ссылкой на данные «Укртрансгаза». Россия готова использовать украинскую газотранспортную систему и после 2019 года, когда истекает контракт на транзит газа, если ее устроят условия, следует из заявления президента Владимира Путина, которое он сделал в среду, 28 февраля, по итогам встречи с канцлером Австрии Себастьяном Курцем. «Если Украина представит экономически обоснованные условия использования своей газотранспортной системы, мы можем их рассмотреть», — заявил Путин, уточнив, что «вопрос только в объемах прокачки». По его словам, строящийся «Северный поток-2» не является альтернативой поставкам газа через территорию Украины.