$1,67 млрд на интернете: как Коос Беккер разбогател без зарплаты
Из прокуроров в маркетологи
Беккер родился в 1952 году в провинциальном городе Хайдельберг в Западно-Капской провинции ЮАР, в семье фермеров. Он учился в двух университетах — Стелленбос и Витватерсрэнд, где изучал литературу и право. «Я получил степень бакалавра и стал прокурором в суде, — вспоминал Беккер в интервью Moneyweb. — Чувствовал себя полным неудачником: не люблю кровь, а больше всего не люблю спорить. Так что в течение первой же недели понял, что годы в университете оказались потраченными зря. Я должен был что-то сделать и внезапно задумался о бизнесе».
Беккер решил изучить маркетинг. Поддержки семьи он не получил: его отец относился к предпринимательству скептически и был разочарован в выборе сына. «Я заинтересовался корнишонами и в один момент осознал, что жительницы Си-Пойнта, в большинстве своем еврейки, любят, когда они острые и сладкие, а жительницы Ньюлэндса, как правило англичанки, любят их попреснее, — вспоминал бизнесмен. — Это было великое озарение».
В начале 1980-х Беккер отправился изучать маркетинг в Нью-Йорк. Он поступил в Колумбийский университет, где занялся исследованием только зарождающегося рынка кабельного телевидения, и, получив степень, вернулся в ЮАР.
Объединившись с несколькими коллегами, такими же, как он, молодыми специалистами, Беккер инициировал запуск платного телеканала M-Net. «Нигде, кроме США, платного телевидения не было. Мы подхватили идею, вернулись в ЮАР и стали первопроходцами вместе с французами, — делился воспоминаниями бизнесмен. — По ходу импровизировали: здесь нужно использовать одну технологию, там другую, а вот тут нужно скрепить провод жвачкой. Но это было захватывающе, я любил этот телевизионный мир».
В 1991 году Беккер начал изучать сотовую телефонию, а вскоре вместе с партнерами запустил компанию MTN, которая и сегодня входит в число лидеров южноафриканского телекоммуникационного рынка. «Сотовая телефония кардинально изменила общество. Представьте, как в 1990-е годы работали водопроводчики: шли на одну работу, возвращались в офис, получали инструкцию, шли на другую, — объяснял Беккер. — А теперь представьте, как он живет сейчас: ты все время в дороге и не видишь офиса».
Во главе Naspers
В 1997 году Беккер был назначен гендиректором Nasionale Pers (через год переименована в Naspers). Он сделал ставку на интернет. По словам Беккера, в 1995 году, когда Всемирная паутина только появилась в США, он не разглядел ее потенциал. «Лишь в 1997 году мы поняли, что здесь назревает нечто действительно крупное», — рассказывал бизнесмен Moneyweb. Naspers запустила интернет-провайдера M-Web.
Как отмечает Bloomberg, в последующие несколько лет Беккер инвестировал в более чем сто технологических компаний по всему миру. Большая часть этих вложений ушла в никуда: онлайн-ретейлеры в Африке закрывались. «Все говорят об успехе, но если подумать, он нас ничему не учит. Если же вы потерпели неудачу, то можете сделать выводы и в следующий раз действовать иначе. Примером тому служат наши инвестиции в китайский бизнес в 1997 году. Все они оказались провальными. На одной из них, пекинском интернет-провайдере, мы потеряли $80 млн — все наши деньги», — вспоминал Беккер.
Анализируя провал, бизнесмен пришел к выводу, что, вместо того чтобы нанимать множество западных менеджеров со стандартным мышлением и завышенными требованиями, можно «найти умных предпринимателей, местных людей, которые едва говорят по-английски, и последовать за ними, профинансировать, дать совет, если они в нем нуждаются». «Наш самый большой успех в Китае заключается в том, что мы провалились так рано и так впечатляюще, что смирились и смогли изменить нашу политику. Возможно, если бы мы преуспели со своими первыми инвестициями, которые совершали по аналогии со всеми западными компаниями, то в результате потерпели бы фиаско», — говорил он.
В 2001 году Naspers купила 46,5% акций малоизвестной китайской Tencent, занимавшейся разработкой мессенджера. Она была новым игроком на рынке страны, где интернет почти не использовался: к моменту сделки Tencent существовала три года и все это время не приносила прибыли. Сейчас капитализация Tencent — $192 млрд. Китайская компания успешно развивает бизнесы на рынках онлайн-медиа, электронной коммерции, социальных сетей, социальных сервисов, мобильных приложений и онлайн-игр. Мессенджер, над которым она изначально работала, получил название QQ, и в конце 2015 года им пользовались 853 млн человек в месяц (плюс 5% к прошлому году). «Они [китайцы] пришли из ниоткуда в 1990-х, а сейчас они второй, после США, самый динамичный рынок в мире. Такие крупные игроки, как Baidoo, Tencent и Alibaba, хорошо стоят на ногах», — говорил Беккер.
Успех на китайском интернет-рынке позволил Беккеру приглядеться и к другим развивающимся рынкам. В марте 2008 года Naspers купила за $1,88 млрд польский интернет-аукцион Allegro, который управляет более чем 100 связанными с электронной коммерцией сайтами в Центральной и Восточной Европе. А в 2007 году — 30% акций Mail.Ru Group за $165 млн. Как сообщается на сайте российской компании, на апрель 2015 года Naspers контролировала 27,6% через свою холдинговую компанию MIH, еще 7,4% принадлежало Tencent. На 31 марта капитализация Mail.Ru Group составляла $4,8 млрд. В октябре 2015 года Naspers заявила о намерении стать крупнейшим акционером самого большого в России сайта объявлений Avito путем выкупа за $1,2 млрд доли нескольких акционеров: в результате доля Naspers в Avito должна вырасти с 17,4 до 67,9%. По данным TNS Russia, в феврале 2016 года Avito был восьмым по популярности сайтом в Рунете с ежемесячной аудиторией 25,7 млн человек.
Директор без зарплаты
Будучи гендиректором Naspers, Беккер не получал зарплату. По его словам, которые в мае 2015 года приводил портал Techcentral, он сам выбрал такие условия: отказался от вознаграждения и был готов уволиться в течение суток без права на компенсацию, но взамен получил щедрые опционы на акции Naspers.
В апреле 2014 года Беккер ушел с поста гендиректора Naspers, взяв отпуск сроком на год, и отправился путешествовать. В апреле 2015 года он вернулся в компанию на должность председателя совета директоров без исполнительных полномочий. Спустя месяц в разговоре с Bloomberg Беккер объяснил, что перед компанией стоит задача «найти страны, где до сих пор существует пространство для роста, так как немало хороших возможностей уже упущено». Он хочет доказать, что Naspers не просто гигантский венчурный фонд, полностью построенный на одной «выстрелившей» китайской инвестиции.
Что еще купила Naspers
В рамках расширения направления электронной коммерции Naspers сконцентрировалась на развивающихся рынках, в частности Индии, России, Китая, Бразилии и стран Восточной Европы.
В частности, в сентябре 2009 года Naspers купила 91% акций бразильского онлайн-ретейлера BuskaPe за $273 млн. По состоянию на конец марта он занимал 50-е место в списке 500 самых популярных сайтов в Бразилии, по версии Alexa.
В апреле прошлого года Naspers вложила $40 млн в бразильскую платформу Movile, которая занимается разработкой мобильных приложений.
В 2012 году компания приобрела акции чешских Netretail SRO и Internet Mall AS, а также 70% румынского онлайн-ретейлера eMag.
С 2012-го по июнь 2015 года Naspers вложила в общей сложности $495,5 млн в крупнейший в Индии интернет-ретейлер Flipkart, в июне ее доля в компании составляла 15,83%. В Индии Naspers вынуждена конкурировать с Amazon, который планирует вложить$2 млрд в продвижение на этом рынке. Еще один сайт, куда инвестирует южноафриканский конгломерат — туристический GoIbibo, — борется за клиентов с такими гигантами, как Google и Kayak.