Холдинг Потанина допустил оплату сделок акциями Быстринского проекта
«Интеррос» Владимира Потанина может использовать акции Быстринского медного проекта для сделок по слиянию и поглощению (M&A). Об этом РБК рассказал член совета директоров «Норникеля» Алексей Башкиров, представляющий интересы «Интерроса» (владеет 34,6% акций компании).
В Быстринский проект входят Быстринское месторождение и Быстринский ГОК в Забайкальском крае. Сейчас 50,01% проекта принадлежит «Норникелю», а оставшиеся акции — «Интерросу» (36,66%) и китайскому фонду Hopu Investments (13,33%). 26 марта «Норникель» сообщил о планах распределить долю в этом активе между всеми акционерами компании. UC Rusal, которой принадлежит 27,8% акций «Норникеля», уже объявила, что после завершения этой процедуры продаст свой пакет в Быстринском проекте (ей полагается 14%) «Интерросу» за $570 млн. В этом случае доля «Интерроса» в проекте вырастет до 68%. В дальнейшем при сделках M&A Быстринский проект может использовать часть собственных акций для приобретения других компаний.
Сколько зарабатывает Быстринский проект
Быстринский проект вышел на полную мощность по добыче меди во втором квартале 2020 года и по итогам года заработал $700 млн доналоговой прибыли (EBITDA). На нем планируется добывать около 70 тыс. т меди и 240–250 тыс. унций золота (в концентратах) в год. По оценкам аналитиков ВТБ, в 2021 году проект получит около $1 млрд EBITDA. Исходя из договоренности UC Rusal и «Интерроса», 100% проекта оценили в $4,07 млрд. «С UC Rusal много времени потратили, чтобы договориться о цене в $570 млн, которую определили в рамках коммерческих переговоров. Год потратили на разговоры», — говорит теперь Башкиров.
Hopu Investments купила долю в этом проекте в 2015 году за $100 млн при оценке 100% в $751 млн. У китайских инвесторов есть пут-опцион на продажу своей доли «Норникелю» за $428 млн.
Но процесс выделения доли в Быстринском проекте может занять около двух лет — с учетом сроков получения необходимых разрешений и прохождения корпоративных процедур, включая общее собрание акционеров «Норникеля». Эта сделка будет аналогична выделению из состава «Норникеля» золотодобывающих активов, на базе которых в 2006 году была образована компания «Полюс Золото» (сейчас называется «Полюс» и контролируется семьей Сулеймана Керимова), акции которой торгуются на Лондонской бирже, говорит Башкиров.
Быстринский проект также станет публичным — компания получит листинг на Московской бирже, но «Интеррос» не планирует продавать значительные пакеты акции на этой площадке, хотя не исключает продажу небольшой доли для повышения ликвидности в дальнейшем. «Планов SPO [Быстринского проекта] у «Интерроса» пока нет, проект нравится и есть вера, что за этими металлами будущее», — говорит член совета директоров «Норникеля». Скорее, этот актив станет платформой для дальнейшего роста как органического, так и через слияния и поглощения, добавляет он.
Однако Башкиров сказал, что у компании нет планов объединения Быстринского проекта с Удоканским медным проектом, который также находится в Забайкальском крае и принадлежит холдингу USM Алишера Усманова и партнеров. «Там своя структура акционеров, большой и непростой проект», — пояснил он.
Потанин в 2016 году говорил о планах «укрупнить» Быстринский проект за счет Баимского медного месторождения на Чукотке. Но с тех пор владельцы Баимского месторождения Роман Абрамович и Александр Абрамов продали его казахстанской Kaz Minerals. РБК направил запрос о возможности альянса Быстринского проекта с Kaz Minerals Башкирову и в пресс-службу казахстанской компании.
На фоне ралли цен на медь и железную руду, а также высокой̆ стоимости золота Быстринский ГОК может стоить гораздо больше, чем оценка для сделки UC Rusal c «Интерросом», говорится в отчете аналитиков «Велес Капитал». Российские золотодобытчики и зарубежные медные компании торгуются со средними мультипликаторами 11,3 годовых показателя EBITDA и 2,3 годовых выручки, поэтому при выходе проекта на биржу его рыночная капитализация могла составить около $7 млрд. Однако если ориентироваться только на ближайшие аналоги («Полюс», KAZ Minerals и Polymetal), то оценка в 6–7x EBITDA и капитализация на уровне $4 млрд кажутся более справедливыми, заключают эксперты.