Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Авиакомпании предложили правительству почти 100 мер для поддержки отрасли

Путин одобрил выделение средств для пассажиропотока на уровне 100 млн человек
Российские авиакомпании разработали 98 мер для поддержки отрасли в условиях санкций
Российские авиакомпании предложили 98 мер поддержки отрасли на фоне санкций. На субсидирование внутренних перевозок в 2022 году президент Владимир Путин уже выделил перевозчикам 100 млрд руб.
«Аэрофлот» AFLT ₽38,8 +2,81% Купить
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Российская ассоциация воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании) направила в правительство предложения по мерам поддержки отрасли, которые должны помочь «в условиях внешнего санкционного давления». Инициативы изложены в письме президента организации Владимира Тасуна (РБК ознакомился с документом), которое он отправил первому вице-премьеру Андрею Белоусову 21 марта. В пресс-службе правительства сообщили, что эти предложения направлены для проработки в Минтранс, куда они поступили 30 марта.

Поддержка авиаперевозчиков обсуждалась и в четверг, 31 марта, на совещании по вопросу развития авиационных перевозок и авиастроения с участием российского президента Владимира Путина. По его итогам он поручил правительству до 1 июня утвердить комплексную программу развития отрасли до 2030 года «с учетом новых тенденций в сфере авиаперевозок».

РБК направил запросы представителю Белоусова, в пресс-службы Минфина, Минэкономразвития и Росавиации.

Какие меры поддержки попросили авиакомпании

АЭВТ объединяет ключевые российские авиакомпании, включая пассажирские («Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», Utair) и грузовые («Волгу-Днепр»). Разработкой предложений ассоциации занимались специалисты по экономике, финансам, налогам и таможни из более чем 20 авиакомпаний, рассказал РБК Тасун.

Все 98 мер поддержки разбиты на девять разделов, из них срочного принятия требуют 12 мер, говорится в письме. Среди них:

  • освобождение воздушных судов, зарегистрированных в России, от налога на имущество и транспортного налога;
  • введение нулевой ставки НДС для внутренних перевозок пассажиров и грузов по всей России;

Власти Бермуд оставили без летных документов самолеты российских компаний
Бизнес

  • выкуп за счет средств федерального или регионального бюджетов самолетов у лизинговых компаний с последующей их передачей в безвозмездное пользование авиакомпаний;
  • государственная поддержка перевозчиков субсидиями по примеру «ковидного» 2020 года, когда авиакомпании получили из бюджета почти 21 млрд руб. В первую очередь эти средства были предоставлены на компенсацию расходов по выплате зарплат и лизинговых платежей.

Глава АЭВТ не стал уточнять, сколько денег из бюджета может потребоваться на реализацию этих мер, — такая задача перед ассоциацией не стояла. «Данные предложения требуют детальной проработки совместно с Минфином», — сообщили РБК в пресс-службе Минтранса.

Правительство может выделить авиакомпаниям около 100 млрд руб. на субсидирование внутренних перевозок с апреля по октябрь 2022 года, заявил Путин на совещании по развитию авиаперевозок. «Нужно поддерживать операционную деятельность российских авиакомпаний, но не за счет пассажиров, не перекладывая на граждан дополнительные расходы, а напротив — через обеспечение большей доступности билетов для граждан», — сказал он.

Ряд решений по финансовой поддержке российской гражданской авиации, принятых на совещании 31 марта, в пресс-службе Минтранса считают «беспрецедентными». Речь идет о поддержке авиакомпаний в вопросе возврата денежных средств пассажирам за отмененные рейсы, как международные, так и внутренние. Также это компенсация расходов 11 аэропортов, работа которых сейчас ограничена. «Важным направлением [поддержки] станет снижение финансовой нагрузки на авиакомпании в части лизинговых платежей за воздушные суда», — добавляет представитель Минтранса. В пресс-службе ведомства напомнили, что правительство продолжает субсидировать внутренние авиаперевозки. В 2022 году объем субсидий по пяти действующим федеральным программам составит 27,5 млрд руб.

Субсидии на перевозки являются основным и самым эффективным механизмом поддержки, отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Имеет смысл напрямую субсидировать авиакомпаниям средне- и дальнемагистральные перелеты по территории России, добавляет директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги» Александр Диваков. Но, по его словам, в краткосрочной перспективе необходимо удержать критически важный персонал — пилотов и техников, обслуживающих воздушные суда. При этом поддержка авиационной отрасли требует комплексного подхода, указывает он: например, необходимо предусмотреть выделение дополнительного финансирования для создания современных центров по обслуживанию лайнеров, в которых можно будет производить высокотехнологичные работы и осуществлять обучение персонала. Снижение стоимости владения российскими самолетами тоже важная мера, как и компенсация расходов на поддержание летной годности существующего флота, продолжает Борисов.

Доля самолетов отечественного производства в парке авиакомпаний в ближайшие десять лет должна кардинально вырасти, заявил Путин на совещании: «Необходимо скорректировать стратегию развития авиационной отрасли с опорой на собственные ресурсы и с учетом новых условий, где есть пространство возможностей для российских производителей воздушных судов, конструкторских бюро, поставщиков материалов, агрегатов и комплектующих».

Почему авиакомпаниям нужна господдержка

После начала военной спецоперации на Украине на российскую авиационную отрасль были наложены беспрецедентные санкции. В Россию больше нельзя поставлять самолеты западного производства, запчасти и программное обеспечение для них.

Кроме того, для российских перевозчиков значительно сократился международный рынок авиаперевозок: Евросоюз и ряд других стран прекратили авиасообщение с Россией. Перевозчики также столкнулись с арестами самолетов за рубежом. По состоянию на 22 марта авиакомпании «потеряли» 78 машин, рассказывал министр транспорта Виталий Савельев. Это около 10% иностранных самолетов, эксплуатируемых российскими компаниями.

Россия потеряла 10% импортных самолетов. Как это отразится на цене билета
Бизнес
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Кроме того, с 24 февраля закрыты для полетов 11 аэропортов в центральной части и на юге России. В их числе популярные для полетов Ростов-на-Дону, Краснодар и другие.

Савельев ранее говорил, что пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам 2022 года может сократиться на 10%, до 100 млн человек. Этот прогноз на совещании 31 марта подтвердил и Путин. «Обозначу конкретные ориентиры: объем внутрироссийских перевозок в текущем году должен, конечно, вырасти в сравнении с прошлым годом, а число перевезенных пассажиров по итогам года должно составить не менее 100 млн человек», — подчеркнул он.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения для семей с детьми

Видовые квартиры в высотных башнях

Варианты с мебелью и встроенной техникой

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 23 ноября
EUR ЦБ: 107,43 (+1,35)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Курс доллара на 23 ноября
USD ЦБ: 102,58 (+1,9)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Как устроен ветрогенератор «Росатома» на 2,5 МВтРБК и Росатом, 12:30
Володин заявил, что Запад должен знать о возможности России защитить себяПолитика, 12:27
Сортировка начинается на кухне: как в России обращаются с отходамиНациональные проекты, 12:20
Сафонов рассказал о конкуренции с Доннаруммой за место в основе ПСЖСпорт, 12:17
Ефимов сообщил о возведении в Щукино первого технопарка по программе КРТГород, 12:15
Как искусственный интеллект влияет на индустрию спортаОтрасли, 12:13
WP узнала о планах Трампа уволить преследовавших его «плохих парней»Политика, 12:09
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Почему люксовые бренды являют свои символы на уровне бессознательногоРБК и Сбер Первый, 12:02
На Крымском мосту временно перекрыли движение в сторону КерчиОбщество, 12:00
Spiegel узнал об отзыве посла Афганистана и генконсула из ГерманииПолитика, 11:52
Балицкий сообщил о ракетной атаке на порт БердянскаПолитика, 11:49
Большунов остался без медали в первой гонке Кубка РоссииСпорт, 11:41
Блаттер словами «я создал монстра» раскритиковал ФИФА за коммерциализациюСпорт, 11:38
Генштаб ВСУ заявил о тяжелой ситуации на фронтеПолитика, 11:26