«Газпром» отказался от услуг американского PR-агентства Ketchum
«Газпром» отказался от услуг одного из крупнейших глобальных PR-агентств — американской компании Ketchum (входит в коммуникационную группу Omnicom). Об этом газете The New York Times сообщила вашингтонский партнер Ketchum Кэти Дживонс, курирующая отношения фирмы с Россией. По ее словам, «Газпром» не стал продлевать контракт, поскольку решил «сфокусироваться на Европе». Ketchum трудилась на газовый концерн почти семь лет и получила за свою работу более $30 млн, а завершение сотрудничества совпало с худшим периодом в отношениях России и США со времен холодной войны.
На просьбу РБК прокомментировать сообщение New York Times представитель «Газпрома» Сергей Куприянов в понедельник ответил коротко: «Контракт закончился».
Ketchum работала с «Газпром экспортом» (экспортным подразделением «Газпрома») с 2007 года. Как сообщалось в уведомлении Ketchum для Минюста США от 3 августа 2007 года, агентство было привлечено как субподрядчик лондонской PR-фирмы Gavin Anderson для оказания услуг по поддержке связей с общественностью «Газпром экспорта», преимущественно в США. В соответствии с контрактными обязанностями Ketchum организовывала интервью для журналистов с представителями «Газпрома», мониторила, как «Газпром» освещается в СМИ, отвечала за пресс-релизы и справочные материалы.
Кроме того, Ketchum занималась коммуникациями от лица «Газпрома» на портале bluecorridor.org, продвигающем использование природного газа как топлива для транспортных средств. На сайте говорится, что он работает при поддержке «Газпрома» и немецкого энергетического концерна E.ON. Но последний материал на сайте датирован 27 марта 2014 года, а лента ресурса в Twitter не обновлялась с 1 апреля. После присоединения Крыма к России в марте 2014 года США ввели первые санкции против российских политиков и бизнесменов, а некоторые американские конгрессмены призвали наложить санкции на «Газпром» как на «геополитическое оружие» Москвы.
Согласно последнему отчету Ketchum об услугах для иностранных клиентов (доступен в базе Минюста США), за шесть месяцев, закончившихся 30 мая 2014 года, PR-агентство получило $2,46 млн за продвижение интересов «Газпрома». За предыдущие полгода эта сумма составила $3,77 млн, а всего за время действия контракта Ketchum получила более $32 млн, подсчитал РБК. Но сколько потратил сам «Газпром», точно неизвестно, так как Ketchum получала деньги не напрямую от концерна, а от британских PR-контор.
Ketchum и Кремль
«Газпром» был для Ketchum даже более выгодным клиентом, чем Российская Федерация. Ketchum, занимающая пятое место в рэнкинге мировых PR-агентств World PR Report 2014, с 2006 года работает на правительство России и за это время помогла провести саммит «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге и сочинскую Олимпиаду. PR-фирма успешно пролоббировала выбор президента России Владимира Путина «Человеком года-2007», по версии журнала Time, отмечало агентство Reuters в сентябре прошлого года (в 2007 году представители Ketchum регулярно встречались с сотрудниками Time в рамках контракта с Россией).
Конфликт на Украине, ухудшивший имидж России на Западе, вызвал новый интерес СМИ к отношениям российских властей и Ketchum. Если раньше работы по контракту с Россией выполняли не менее 30 специалистов в шести странах, то теперь этот штат сократился примерно до 10 человек, рассказала Дживонс New York Times. Она отказалась комментировать предположения, что отношения Ketchum и России могут быть прекращены. Первостепенная задача Ketchum — способствовать иностранным инвестициям в российскую экономику, уверяет Дживонс.
На странице Дживонс на корпоративном сайте говорится, что она работает от имени пресс-службы президента Российской Федерации и «в настоящее время руководит глобальными усилиями Ketchum по продвижению России как привлекательного места для инвестиций, надежного партнера в сфере энергетики и полноправного члена G8 и других мировых организаций».
Дживонс на момент сдачи материала не ответила на запрос РБК о комментарии.
В августе 2008 года во время конфликта в Абхазии и Южной Осетии нью-йоркский офис Ketchum раздумывал о том, чтобы отказаться от такого клиента, как правительство России, пишет New York Times со ссылкой на одного из бывших сотрудников PR-фирмы.
С 1 декабря 2013 года по 30 мая 2014 года Ketchum получила $1,54 млн за работу по контракту с Россией, а с середины 2006 года — более $29 млн. В апреле и мае 2014 года, то есть уже после присоединения Крыма к России, Ketchum в основном занималась контактами с вашингтонским Деловым советом США — Россия (USRBC) и американскими СМИ в контексте Петербургского международного экономического форума, следует из ее раскрытия.