Следователь вместо допроса рассказал Шохину о деле «Башнефти»
В понедельник Шохин провел час в здании Следственного комитета в Техническом переулке Москвы. После визита к следователю он рассказал РБК, что следователь отказался от намерения допрашивать в качестве свидетеля, а, напротив, разъяснил Шохину обвинение, предъявленное Евтушенкову.
«Никакого давления на меня как на поручителя не оказывалось. Напротив, это мое право. Это вытекает из УПК. Ровно этого я и добивался как поручитель», – подчеркнул Шохин. Утром, перед входом в здание СКР, руководитель РСПП предположил беседе с журналистами, что следователь вызвал его для того, чтобы оказать давление и девальвировать его поручительство, сделав свидетелем по делу.
Шохин получил от следователя две повестки, на 7 и на 20 ноября, в которых он вызывался на допрос в качестве свидетеля. Но как рассказал РБК его пресс-секретарь Сергей Мытников, по состоянию здоровья он смог явится в СКР только в понедельник.
Руководитель РСПП, по его словам, был удивлен присутствием в кабинете следователя корреспондентов Интерфакса и еще одного издания.
«Я предложил следователю созвать пресс-конференцию, но следователь сказал, что он имеет право на их присутствие», – сказал Шохин.
Разъяснив предъявленное Евтушенкову обвинение, следователь пытался задавать вопросы об отношении Шохина «к тем или иным событиям периода приватизации». «Такие попытки подтолкнуть меня к комментариям не имели успеха, и мы перешли к формальностям», – уточнил Шохин.
В СКР отказались прокомментировать информацию о том, что кабинете следователя находились представители СМИ, а также давать другие пояснения по поводу визита Шохина в следственный комитет. Следователь Весельев также не стал общаться с журналистами.
Сам Шохин предположил, что изменение позиции СКР и отказ от его допроса могли быть связаны как с ажиотажем в СМИ, так и с уверенностью следствия в том, что апелляционная инстанция Мосгорсуда оставит Евтушенкова под домашним арестом несмотря на его поручительство.
Адвокат Евтушенкова Александр Гофштейн рассказал РБК, что считает визит Шохина к следователю сугубо процессуальным действием. По словам защитника, еще в октябре Шохин направил следствию поручительство за Евтушенкова, так что по закону ему должны были быть разъяснены права, как поручителю. Никаких специальных постановлений или решений о признании кого-либо поручителем, по словам Гофтейшна, закон не требует.
В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова уточнили, что дело «Башнефти» не комментируют.
«Дело Башнефти»
Евтушенков был помещен под домашний арест 16 сентября Басманным судом столицы. Тогда суд отказался освободить его под рекордный залог в 300 млн рублей. А спустя неделю Мосгорсуд не стал изменять меру пресечения и не позволил Евтушенкову посещать работу, хотя этого просил следователь. В середине ноября Басманный суд продлил домашний арест бизнесмену еще на четыре месяца — до 16 марта, оставив все ограничения. Евтушенков обвиняется в легализации средств, полученных преступным путем. По версии следствия, АФК «Система» приобрела акции компании «Башнефть» в 2009 году по заниженной цене у компаний, владельцем которых считается бизнесмен Урал Рахимов, сын бывшего президента Башкирии.
Следствие считает, что акции «Башнефти» и других компании ТЭК были похищены Рахимовым (до этого они находились в собственности Башкирии). В рамках этого дела Рахимову заочно предъявлены обвинения в присвоении имущества и легализации незаконно полученных средств (ст.ст. 160 и 174.1 Уголовного кодекса). По этому делу в июле был задержан бизнесмен Левон Айрапетян, которого следователи считают посредником в сделках. В начале октября Басманный суд по ходатайству следствия изменил ему меру пресечения на домашний арест. Арбитражный суд Москвы 30 октября удовлетворил иск Генеральной прокуратуры к АФК «Система» и признал приватизацию незаконной. По решению суда 81,67% акций «Башнефти» будут изъяты в пользу государства. АФК «Система» сообщила, что не будет подавать апелляцию, а взыщет убытки с продавцов — структур Рахимова.