Поставщики успели завезти из-за границы цветы к 8 Марта
Онлайн-платформа Flowwow, которая работает более чем с 6 тыс. партнеров, большая часть из которых — цветочные магазины, получила от них сообщения о подорожании импортных цветов, рассказал представитель компании. По его словам, цены вырастут от 40 до 200% даже к стандартному сезонному росту цен в преддверии праздников.
Основная часть цветов, которые продаются в российских магазинах, завозится из-за рубежа: на долю импорта приходится 80% продукции, самый популярный цветок — роза, а на неделе перед 8 Марта — тюльпан, говорит президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников.
Крупнейшие поставщики цветов — Нидерланды и Эквадор. В 2021 году, по информации Федеральной таможенной службы, из Нидерландов в Россию были ввезены 27,8 тыс. т срезанных цветов на $156,8 млн, из Эквадора — 27,3 тыс. т на $196,5 млн. Нидерланды — основной продавец цветов в мире, именно там сосредоточены цветочные аукционы, на них оптовые покупатели приобретают товар, который распределяют уже по всему миру, напоминает Ситников.
На неделе, когда многие розничные продавцы должны были оплатить поставщикам цветы, курсы валют резко выросли, указывает представитель Flowwow. В понедельник, 28 февраля, курс доллара на Мосбирже впервые в истории превысил 100 руб. Обвал российской валюты происходил на фоне беспрецедентных санкций против ЦБ и российских банков после начала военной спецоперации на Украине.
После начала военной операции на Украине и закрытия воздушного пространства Европы для российских самолетов продавцы цветов опасались, что импортная продукция просто не приедет из-за неопределенности с границами и транспортным сообщением, рассказывает владелец магазина «Монобукет» Анастасия Капранова. Импортные цветы в Россию в основном ввозились автотранспортом и самолетами; водители фур, в основном литовцы, боялись ехать в Россию, говорит председатель правления Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов. Но поставки тем не менее не остановились: с учетом закрытия воздушного пространства Европы российские импортеры вышли на прямые контракты с поставщиками из Эквадора, Кении и других стран Африки и Южной Америки, говорит Алексей Ситников.
Нарушение логистики почти не оказало влияния на поставки к предстоящим праздникам, утверждает Ситников. По его словам, завоз из Нидерландов тюльпанов, главного сезонного цветка к 8 Марта, прошел еще в конце февраля, до начала военной спецоперации на Украине, и «склады заполнены цветком». Но у многих компаний теперь стоит вопрос, как они будут рассчитываться с поставщиками: те, кто уже закупил цветы, рассчитались по старому курсу, «ряд мелких оптовиков и розничных продавцов берут в долг у крупных поставщиков, чтобы рассчитываться потом, и у них будут проблемы», предупреждает Ситников.
«Нехватки цветов к 8 Марта не будет: как минимум есть местный цветок, Армения и часть Голландии, которую успели получить», — согласен представитель Flowwow. Проблема, по словам собеседника РБК, может быть только в расчете с поставщиками и транспортными компаниями, многие из которых просят оплату в рублях по курсу валюты на день получения.
Как изменятся розничные цены
Продаваться цветы к 8 Марта в этом году будут дороже, чем обычно, констатирует владелец интернет-магазина цветов Flors.ru Александра Постнова. Основная причина, по ее словам, — рост курса евро, поскольку импортеры рассчитываются за цветы в валюте и продавать цветы поставщики будут уже исходя из текущего курса. Впрочем, Постнова успокаивает, что выбор цветов в рознице «по цене от 90 до 210 руб. за штуку будет достаточно большой».
За последнюю неделю оптовые цены на цветы значительно выросли — на некоторые импортные позиции, которые добавляют в букеты, на 50%, говорит Анастасия Капранова. Отечественные цветы, по ее словам, в частности российские тюльпаны, стоят в два раза дороже голландских.
Обычно сезонное повышение цен перед праздниками было на 15–20% относительно обычной стоимости букета, но сейчас оно будет минимально на 30%, потому что минимум на 30% выросли закупочные цены, указывает Капранова. По ее словам, для покупателей такое подорожание может быть критично и «мы пока не поняли, будем ли вкладывать это полностью в стоимость букета».
Обычно пик корпоративных заказов на цветы приходился на период с 23 февраля по 1 марта, говорит владелица «Монобукета». За прошедшие пять дней корпоративных и личных заказов было немного, спрос начал оживать с вечера понедельника, 28 февраля. По версии Капрановой, клиенты сделали паузу, чтобы понять, что происходит и как они могут себя вести в данной ситуации.
Из-за нестабильной ситуации многие продавцы цветов сначала выставили более высокие прайсы по сравнению с ценами на мартовские праздники прошлого года, говорит Ситников. Но в последние дни многие, по его словам, снижают цены: ажиотажного спроса на цветы накануне праздников в этом году не наблюдается. У отечественных цветоводов по сравнению с прошлым годом число заказов от организаций и обычных клиентов снизилось на треть, а сами букеты, как говорит президент «Теплиц России», стали более скромными — «раньше из пяти, теперь из трех роз».
Уровень цен будет выше уровня прошлого года на 15–25% максимум, уверен Ситников, поясняя, что, поднимая цены, продавцы хотели заработать и отыграть будущие потери, потому что следующие поставки цветов «будут уже абсолютно по новым ценам и продажи упадут». Нидерланды могут сократить поставки, непонятно, устоят ли логистические цепочки со странами Африки и Южной Америки, и в будущем цветок на российском рынке будет в основной массе отечественным, заключает собеседник РБК.