Фитнес-клубы решили сделать онлайн-тренировки новым источником дохода
Пандемия коронавируса дала фитнес-индустрии новый канал продвижения и продаж услуг, которым стали онлайн-занятия, рассказал в интервью телеканалу РБК гендиректор сети World Class Николай Прянишников.
В марте 2020 года буквально за пару дней до того, как фитнес-индустрия была вынуждена закрыть все клубы из-за введения режима самоизоляции, World Class принял решение запустить онлайн-тренировки c широким набором занятий, в которых на платформах YouTube и Instagram могли удаленно участвовать клиенты. По словам Прянишникова, до сих пор ежедневно с этими занятиями тренируется миллион человек как в России, так и в других странах.
«Мы сами были очень удивлены, насколько занятия стали популярны. Мы начали их как социальный проект, нужно было поддержать клиентов. Пандемия дала нам этот шанс, без нее мы бы не поняли такого интереса к продукту», — делится глава сети.
Компания решила выделить онлайн-тренировки в новое направление World Class digital, и сейчас, по данным Николая Прянишникова, продукт удается монетизировать за счет рекламных интеграций. Часть тренировок и в будущем останется бесплатной, однако клиенты смогут заниматься удаленно и персонально. В будущем, когда направление будет полностью сформировано, появятся также тренировки по подписке. В текущий момент персональные удаленные тренировки оплачивают несколько тысяч клиентов, рассказал глава компании. Всего у сети 110 тыс. клиентов.
Развивать направление онлайн-тренировок планируют также в сети клубов «ОранжФитнес» и «СитиФитнес». Компания прорабатывает вопросы монетизации (ранее занятия были только бесплатными), качества контента, обеспечения авторских прав клуба, потому что уверена, что направление станет трендом ближайшего года. «Монетизация онлайна — вопрос крайне непонятный в данный момент. Реклама или спонсорство производителей одежды, обуви, пищевых добавок — это один путь. Подписки и оплата за просмотры — другой», — поделилась глава и основатель сети клубов Анастасия Юсина.
Другие участники рынка считают, что монетизировать онлайн-тренировки будет крайне сложно. Президент сети фитнес-клубов Alex Fitness Алексей Ковалев убежден, что онлайн будет прибыльным, но сейчас сравнить выручку всего направления с оборотом даже одного офлайн-клуба нельзя: «В основном онлайн — это удержание действующих клиентов и вовлечение новой аудитории. О заработке в ближайшие год-два говорить рано». Клубы, по словам Ковалева, смогут стать интересными для рекламодателей, если их ролики будут собирать более полумиллиона просмотров в месяц. Тем не менее компания продолжит развитие онлайн-тренировок.
Гендиректор сети клубов «Территория фитнеса» Александр Колмыков сообщил, что онлайн-тренировки сеть рассматривала как временный бесплатный сервис на момент остановки работы клубов и развивать это направление компания не планирует. Такого же мнения придерживаются и в World Gym.
В сочинском «Форвард-Фитнесе» отмечают, что за три месяца карантина интерес к онлайн-тренировкам заметно снизился, что отразилось на количестве просмотров роликов с тренировками. Хотя сейчас осталась часть клиентов, которые предпочитают заниматься онлайн персонально, значительное развитие направления клуб не планирует, говорит его управляющая Марина Мандзюк. «Бесплатные онлайн-тренировки появятся в нашей линейке в случае второй волны, пока развивать это направление не планируем: это не про монетизацию, только про сохранение лояльности», — объяснила она.
По данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии России, многие клубы попытались монетизировать онлайн-тренировки, когда поняли, что пандемия продлится дольше трех недель. Однако, по словам президента ассоциации Ольги Киселевой, получилось это у очень малого количества игроков — даже в случае успеха это принесло всего 1–2% выручки.
В целом же выход из самоизоляции для фитнес-клубов не будет простым: по итогам первой рабочей недели, по данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии России, продажи крупнейших игроков фитнес-рынка Москвы упали на 50%. При этом в объеме продаж 70% сейчас занимает продление старых членств и только 30% — покупки членства от новых клиентов. До пандемии соотношение новых и старых клиентов в динамике продаж выглядело иначе: в бизнесе-премиуме 40% составляли новые покупатели, а в экономе — до 60%.
Падение продаж связано с кризисом, снижением покупательской способности, низким сезоном, которым традиционно является летний период для фитнес-индустрии, объясняет Киселева.
«За 27 лет существования компании таких кризисов не было. Закрывались отдельные клубы, были ремонты и реконструкции, но никогда не закрывалась вся сеть из 100 клубов, включая франчайзинговые», — констатировал в интервью РБК Прянишников.
Прежняя стратегия World Class предусматривала план по открытию десяти новых клубов в 2020 году, однако запуск части из них будет отложен. Компания открыла только четыре точки, которые до коронавируса были в высокой степени готовности. В среднем клуб сети общей площадью 3,5 тыс. кв. м требует инвестиций в размере 200 млн руб.