Собственник «Пятерочки» станет совладельцем двух крупных сетей в Сибири
Что будет с ретейлерами, объединившимся в «Восточный союз»Суть сделки
Развивающая розничные сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик» X5 Group договорилась о приобретении контролирующих долей сразу в двух ретейлерах из Восточной Сибири — «Красный Яр» и «Слата». Об этом говорится в сообщении X5.
В случае одобрения ходатайств Федеральной антимонопольной службой Х5, крупнейший в России по выручке ретейлер, получит 70-процентные доли в двух группах. Соответствующие документы будут поданы в ведомство в ближайшее время. Ожидается, что сделка будет закрыта в третьем квартале 2022 года.
По условиям сделки X5 сможет полностью выкупить «Красный Яр» и «Слату» — она получает опцион на выкуп оставшихся 30%. Текущие владельцы сетей также получат опцион с возможностью продажи остающихся у них долей.
Покупка контроля в крупнейших сибирских ретейлерах поможет X5 «значительно расширить» свое присутствие в Восточной Сибири, следует из сообщения группы.
Сети продолжат работу под своими брендами с сохранением операционных процессов, отмечает владелец «Пятерочки». Но часть из операций будет интегрирована с X5 — для синергии в том числе в сфере закупок и логистики.
Обычно при поглощении региональных сетей X5 меняет их вывески на собственные бренды. Так, например, произошло, когда X5 приобрела российские активы финской сети супермаркетов Prisma. Эти магазины вошли в состав сети «Перекресток».
Стороны сделки
X5 Group
Крупнейший по обороту российский ретейлер создан в мае 2006 года в результате слияния сетей «Перекресток» и «Пятерочка». Сейчас развивает также сеть жестких дискаунтеров «Чижик» и цифровые сервисы экспресс-доставки Vprok.ru, 5Post и «Много Лосося». На 30 июня 2022 года под управлением X5 находилось почти 19,8 тыс. магазинов.
В январе—июне 2022 года чистая розничная выручка группы, по собственным данным, выросла год к году почти на 19%, до 1,247 трлн руб. За тот же период EBITDA увеличилась на 21%, до 159,7 млрд руб. (рентабельность по этому показателю достигла 12,8%), чистая прибыль выросла почти на 30%, до 29,3 млрд руб.
Основным собственником группы является связанная с «Альфа-Групп» структура (47,86%), в свободном обращении на биржах — 40,68%.
Группа «Красный Яр»
Группа открыла первый гастроном в 1997 году в центре Красноярска и сейчас управляет 226 магазинами «Красный Яр» и «Батон» в Красноярском крае, Туве и Хакасии совокупной торговой площадью 103,5 тыс. кв. м.
В прошлом году выручка операционной компании группы — ООО «Смарт» — составила 27,4 млрд руб., чистый убыток — 7,8 млн руб.
Владельцами «Красного Яра» сейчас являются Вадим Кириллов (40%), Олег Рудовский (30%), Дмитрий Саенко (17%), Владислав Гусаков (10%) и Анжела Рябова (3%).
Группа «Слата»
Ретейлер ведет свою историю с 2002 года и сегодня развивает 362 точки под брендами «Слата» и «ХлебСоль» в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае. Совокупная торговая площадь — 132,3 тыс. кв. м.
Выручка компании в 2021 году составила 34,7 млрд руб., чистая прибыль — 284,3 млн руб. Бенефициарами «Слаты» выступают Вячеслав Заяц, Виктория Сидорова, Валерий Отвиновский и Юрий Силивончик.
Стороны не раскрывают стоимость сделки. Гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров оценил 70-процентную долю в «Слате» с учетом структуры сделки в 2–3 млрд руб., а равную долю в «Красном Яре» — в 1,8–2,6 млрд руб.
Особенность сделки
Группы «Слата» и «Красный Яр» входят в образованный весной 2021 года альянс «Восточный союз», который включает еще одного игрока — хабаровскую сеть «Самбери». Этот холдинг был создан для совместной закупочной деятельности, развития собственной торговой марки и онлайн-торговли, решения таких проблем, как длительная транспортировка товаров и недостаток местных производителей и поставщиков.
Альянс ретейлеров — по-прежнему действующая структура, заверил представитель «Восточного союза». По его словам, все обязательства, существующие у компаний в рамках этого объединения, «будут соблюдены и выполнены».
Контекст сделки
С 2009 года законодательство о торговле запрещает продуктовой сети покупать доли конкурентов на определенной территории, если ее товарооборот за предыдущий год превышает 25% в денежном выражении в границах муниципалитета, городского округа или субъекта России. Однократное превышение порога допускается только в случае органического роста — при открытии новых магазинов. Поэтому, к примеру, в сделке по покупке «Магнитом» ретейлера «Дикси» ФАС согласовала сделку только с некоторыми условиями: слияние было возможно только в муниципальных образованиях, где доля «Магнита» не превышала 25%. А в случае красноярской сети «Командор» ведомство и вовсе заблокировало сделку по вхождению в альянс «Восточный союз».
Проблем в вопросе превышения концентрации возникнуть не должно, считает Бурмистров. На конец 2021 года в Сибирском федеральном округе X5 управляла почти 1,1 тыс. магазинов «Пятерочка», которые принесли лишь 3,5% чистой выручки компании. Основной вклад — почти 48% — вносили магазины сетей, расположенные в Центральной России.
Доля «Пятерочки» на рынке розничных продаж в Красноярском крае в 2021 году составляла, по оценке «INFOLine-Аналитики», около 5%, «Красного Яра» — около 11%. Доля «Слаты» в Иркутской области — около 15%, «Пятерочки» — 0,4%.
Ключевые риски для сделки связаны с необходимостью процесса настройки совместного управления бизнесом, а также решения вопросов каннибализации в связи с открытием «Пятерочек» и «Перекрестков» в населенных пунктах, где уже работают «Слата» и «Красный Яр», констатирует Бурмистров.
С другой стороны, у части поставщиков сделки региональных сетей с крупными федеральными ретейлерами вызывают опасения потери каналов продаж. «У региональных поставщиков скоро не останется места на прилавке. Крупнейшие сети скупают лучшие региональные каналы продаж, с которыми могли работать местные производители», — сетует один из производителей продуктов питания.
В случае полного выкупа сетей региональным поставщикам придется заново договариваться о поставках, опасается исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков. У крупнейших ретейлеров всегда есть портфель брендов федерального ассортимента практически по всем категориям, за исключением свежих продуктов, указывает собеседник РБК. По его словам, «фактически региональные поставщики теряют полку, и повезет тем, в чьих товарах будет нуждаться закупщик». Однако тем, кто сможет закрепиться на полке, предоставится возможность расширить регионы продаж, признает Востриков.