Улюкаев заявил о формальном допуске «Роснефти» к приватизации «Башнефти»
«Роснефть» формально допущена к приватизации «Башнефти», заявил в пятницу на Восточном экономическом форуме министр экономического развития Алексей Улюкаев (цитата по «Интерфаксу»).
«В юридическом смысле сейчас «Роснефть» является допущенной (к участию в приватизации «Башнефти»)», — сказал Улюкаев.
Он пояснил, что в законе о приватизации есть норма «о том, что в случае если сделка делается в интересах развития фондового рынка, не распространяется требование о том, чтобы компания, которая имеет 25% и больше (участия государства в капитале), не допускалась». «Формально, исходя из этого положения, а также из того, что формально, напрямую она («Роснефть») не является государственной — а через «прослойку», то есть «Роснефтегаз», — формально она является допущенной», — сказал глава Минэкономразвития.
Закон о приватизации государственного и муниципального имущества прямо запрещает компаниям, в которых доля государства больше 25%, участвовать в покупке госактивов. Однако государство контролирует 69,5% «Роснефти» не напрямую, а через «Роснефтегаз». К тому же действие этого закона не распространяется при продаже «федерального имущества в соответствии с решениями правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики» (ст. 3).
Главный управляющий директор «Роснефти» Игорь Сечин говорил «Ведомостям», что для запрета участия «Роснефти» в приватизации правительство должно выпустить специальную директиву.
«Странное решение, ведь по духу закона приватизация — это переход государственной собственности в частные руки, а если «Роснефть» купит «Башнефть», то фактически последняя останется в квазигосударственной собственности», — замечает партнер King & Spalding Илья Рачков.
«Роснефть» и еще восемь компаний, включая ЛУКОЙЛ, Российский фонд прямых инвестиций и Независимую нефтегазовую компанию, подконтрольную экс-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову, в июле подали заявки на участие в приватизации 50,08% «Башнефти». E&Y оценил этот госпакет в 306 млрд руб. ($4,7 млрд).
Против участия «Роснефти» в приватизации выступили вице-премьер Аркадий Дворкович и помощник президента Андрей Белоусов. Представитель Дворковича Алия Самигуллина, комментируя РБК позицию вице-премьера, сказала, что вопрос не в его недовольстве, а в прямом указании президента не допускать госкомпании к приватизации. Белоусов, который также возглавляет совет директоров «Роснефти», назвал «глупостью» приватизацию одной госкомпании другой.
В середине августа премьер Дмитрий Медведев перенес приватизацию «Башнефти», запланированную на сентябрь—октябрь, на неопределенный срок.
Даже несмотря на это, Сечин пытался заполучить этот актив, сообщали источники Bloomberg в конце августа. Он предложил правительству продать компанию «Роснефти» с премией к рынку — за $5 млрд. Тогда пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков сказал РБК, что президент пока «не принимал никаких решений на этот счет».
В пятницу в интервью Bloomberg Путин впервые прокомментировал возможное участие «Роснефти» в этой приватизации. Он напомнил, что «Роснефть», «строго говоря, не является государственной компанией», поскольку 19,75% компании принадлежит британской BP. «Тем не менее, имея в виду, что контрольный пакет находится у государства, наверное, это все‑таки не лучший вариант, когда одна компания, подконтрольная государству, приобретает другую, чисто государственную компанию», — сказал он.
Но «в конечном‑то итоге для бюджета важно, кто даст больше денег при торгах, которые должны быть организованы в ходе приватизационного процесса», отметил российский президент. И в этом смысле власти не могут «дискриминировать участников рынка, ни одного из них», подчеркнул он.