Программа утилизации будет продлена
Сегодня премьер-министр Дмитрий Медведев провел в Набережных Челнах совещание по вопросам поддержки автомобильного рынка страны. Прежде глава правительства посетил местные заводы совеместного предприятия «Ford-Sollers» и КАМАЗа.
Главной интригой совещания был вопрос продления программы утилизации и trade-in поддержанных автомобилей для обновления автопарка страны. Действующая программа, рассчитанная на 170 тыс. машин, стартовала в начале сентября текущего года, продлится до 31 декабря. По ней за сдачу старого легкового автомобиля старше шести лет в утиль предоставляется скидка 50 тыс. руб. на покупку нового, грузовиков и автобусов – до 350 тыс. руб. По trade-in – 40 тыс. руб. и 300 тыс. руб. соответственно. Предполагается, что из бюджета на нее выделят 10 млрд руб. Деньги будут взяты из антикризисного фонда, соответствующие поправки уже внесены правительством на рассмотрение Госдумы.
Программа утилизации и trade-in будет продлена в 2015 году на тех же условиях, на нее будет выделено 10 млрд руб., заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров по итогам совещания у премьера. «Соответственно, можно по аналогии спрогнозировать, что при 10 млрд руб. (выделяемых на утилизацию), примерно 170 тыс. автомобилей будет реализовано за первое полугодие следующего года», - добавил министр.
Кроме того, правительство добавит еще 2,9 млрд руб. на программу этого года. Таким образом, плановый объем продаж автомобилей по утилизации на 2014 год может быть увеличен до 200 тыс. штук. Это выгодное вложение денег, убеждал на совещании премьера Мантуров. По словам чиновника, к 1 декабря по госпрограмме было продано 146 тыс. машин разных типов. При этом, подчеркнул Мантуров, совокупный доход бюджета за три месяца до конца года - 12,5 млрд руб. толькоза счет НДС и акциза. То есть, выгода – 25 копеек с каждого потраченного бюджетом рубля. Деньги на расширение и продление программы утилизации также будут взяты из антикризисного фонда, сказал министр.
На совещании в Набережных челнах Дмитрий Медведев заявил, что меры поддержки российского автопрома должны укладываться в общебюджетную ситуацию. «Давайте обсудим результативность этой работы (по поддержке автопрома), поговорим о дальнейших мерах, которые необходимы для стимулирования рынка. Понятно, что эти меры не могут быть вне контекста общебюджетной ситуации», - добавил премьер.
Участники рынка сомневаются в эффективности краткосрочных программы, наоборот, они еще больше вредят рынку. В ходе программы происходит смещение спроса, и когда она заканчивается, продажи автомобилей проседают, говорит сотрудник одного из крупных производителей. А на стагнирующем рыке падение продаж приобретает лавинообразный эффект, предупреждает топ-менеджер еще одного автопроизводителя. .
По итогам января-октября, по статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизился на 12,7%, до 1,99 млн штук. Но, самый проблемный сегмент - это производство коммерческой техники, грузовых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, автобусов, отметил Дмитрий Медведев. Например, продажи грузовых автомобилей, по данным «Автостата», за 10 месяцев текущего года упали на 18,7%, до 73,1 тыс. штук. По словам Мантурова, по итогам года падение продаж легковых автомобилей может составить 6% против 12-13%, прогнозируемых АЕБ и участниками рынка.
С бензина на газ
В ходе совещания, Минпромторг также предложил правительству продлить в 2015 году программу по субсидированию покупок автомобильной техники, работающей на газомоторном топливе в объеме около 3 млрд руб. Медведев напомнил, что в 2014 году действует программа по субсидированию регионов, которые приобретают автомобильную технику для нужд ЖКХ, работающую на газомоторном топливе. Всего, по словам премьера, в 2014 году на эти цели будет выделено 4 млрд руб., на которые можно приобрести 2,5 тыс. единиц техники. Кроме того Мантуров сообщил, что в 2014 году также было выделено дополнительно 2,6 млрд. рублей на целевые закупки автотранспорта для нужд МВД и Федерального медико-биологического агентства.
Также принято решение о выделение 3 млрд руб. на программу гибридной техники с электрическим и бензиновым двигателем, разработки которых есть на КАМАЗе.
Премьер поддержал идею по совершенствованию транспортного налога – изменение расчета налогооблагаемой базы с лошадиных сил на класс экологичности. Эта мера, по словам Мантурова, должна стимулировать приобретение новых автомобилей, прежде всего грузовых. Но эту меру еще предстоит проработать с ведомствами, прежде всего с Минфином в ближайшие 3 месяца.