Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Россияне допустили возврат к обычным сигаретам при ограничении вейпов

Более половины потребителей электронных сигарет не готовы отказываться от них, если государство ограничит оборот и потребление такой продукции. Жесткие ограничения вернут 13% курильщиков к обычным сигаретам, выяснил ВЦИОМ
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

В ноябре Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) впервые провел исследование «Отношение населения и пользователей электронных сигарет к ограничениям распространения электронных сигарет, вейпов и устройств нагревания табака» (результаты исследования есть в распоряжении РБК).

Всероссийский опрос показал, что около трети россиян (27%) потребляют никотиносодержащую продукцию — сигареты, вейпы, сигары, системы доставки никотина. Сигареты и табак курят 21% респондентов, сигары популярны у 4% опрошенных, 2% респондентов используют только электронные сигареты, вейпы, устройства для нагревания табака и так далее.

Аналогичные данные приводит и Минздрав: в Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и никотиносодержащей продукции до 2035 года, принятой кабмином на прошлой неделе, ведомство отталкивается от показателя в 29% курящих среди взрослого населения России.

В России упал спрос на традиционные сигареты
Общество

Почему ВЦИОМ спрашивает россиян о вейпах

Антитабачная стратегия государства, заключавшаяся в запретах на курение табачных изделий в общественных местах и рекламы, ограничении мест продажи, ежегодном росте фискальной нагрузки и пропаганде здорового образа жизни, сократила количество курильщиков — десять лет назад курящих россиян было почти 40%.

Но в последние годы широкое распространение получили электронные системы доставки никотина: электронные сигареты, вейпы, системы нагревания табака и пр. В 2018 году этот рынок в России исследовательская компания Euromonitor International оценивала в $724,6 млн, к 2023 году, как прогнозируют аналитики, он вырастет на 411% — до $3,7 млрд.

Продукты и интерес к ним не остались незамеченными государством, и новая «антитабачная» концепция предлагает уравнять электронные средства доставки никотина с обычными сигаретами, это вводит автоматический запрет на продажу таких изделий потребителям до 18 лет.

Курение в общественных местах будет регулироваться, как и в случае с обычным табаком, а также будет запрещена реклама. Кроме того, Минфин разработал поправки к Налоговому кодексу, которые с 2020 года определяют размер акциза на электронные системы доставки никотина в 50 руб. за устройство.

Как проводилось исследование

ВЦИОМ провел два опроса: среди потребителей электронных сигарет и устройств для нагревания табака (1000 респондентов отвечали онлайн), а также всероссийский опрос населения (1600 человек ответили по телефону). Оба опроса проходили среди россиян старше 18 лет, онлайн-исследование прошло в городах с населением более 100 тыс. человек, телефонный опрос — во всех федеральных округах.

Портрет курильщика электронных сигарет

  • 69% потребителей систем доставки никотина — люди в возрасте 25–44 лет.
  • Среди молодежи — 18–24 года — только 7% пользуются такими продуктами.
  • Мужчин — пользователей систем доставки никотина больше, чем женщин — 61% против 39%.
  • Три четверти опрошенных респондентов имеют высшее образование.
  • Курильщики табачной и никотиносодержащей продукции делятся на два типа: тех, кто курит обычные сигареты и использует системы доставки никотина (их ВЦИОМ называет дуалистами), и вейперов — потребителей только вейпов и систем доставки никотина.
  • Сегодня более двух третей (66%) курящих россиян — дуалисты. В основном в эту группу входят люди в возрасте 35–44 лет и 55–65-летние потребители. Среди вейперов доля молодых людей в возрасте 18–34 лет составляет 41%.
  • Абсолютное большинство потребителей, использующих системы доставки никотина, были курильщиками, когда начали пользоваться новыми продуктами. Из них 92% опрошенных курили сигареты.
  • Только для 2% россиян такие системы были первой никотиносодержащей продукцией.
  • Среди курильщиков большинство убеждены, что системы доставки никотина менее вредны для здоровья — так считают 64% опрошенных.
  • Около трети опрошенных обратили внимание на то, что системами доставки никотина можно пользоваться там, где запрещено курение обычных сигарет.
  • Каждый пятый из опрошенных заявил, что перешел на системы доставки никотина, а в будущем собирается бросить курить.

В Минздраве допустили запрет вейпов «в отдаленной перспективе»
Общество

Отношение к регулированию рынка

О том, что законодательная база для регулирования оборота систем доставки никотина сегодня куда мягче, чем продажи и потребление сигарет, и о том, что идут обсуждения новых законодательных ограничений для этой категории продукции, подробно знают только 34% россиян, чуть больше половины курильщиков «слышали об этом, но не знают подробностей».

Социологи спросили курильщиков, какие неудобства те испытают, если на законодательном уровне будут введены ограничения свободной продажи и потребления систем доставки никотина. Около трети отметили сокращение точек продаж и доступных мест для парения, еще 11% ожидают повышение цен на эту продукцию, а 5% сообщили, что вернутся к обычным сигаретам. Из преимуществ таких ограничений 16% называет снижение уровня соблазна для подростков к употреблению никотиносодержащей продукции, а 8% считают, что бросят курить. При этом 44% потребителей не видят никаких преимуществ при введении новых ограничений.

На вопрос о том, как будут действовать курильщики, если будут введены не приемлемые для их образа жизни ограничения свободной продажи и использования электронных сигарет, 54% ответили, что не откажутся от них. Примерно каждый десятый (13%) будет вынужден перейти обратно на обычные сигареты, и такое же количество респондентов будут искать то, что пока не подпадает под ограничения. Еще 13% курильщиков постараются отказаться и от табачных изделий, и от систем доставки никотина.

По результатам опроса наиболее популярна продукция брендов крупнейших табачных компаний, однако есть и независимые продукты. Немногим меньше половины опрошенных используют iQOS (48%) компании Philip Morris International, glo от British American Tobacco пользуются 12%. Вейпы Joyetech привлекают 8% россиян, Smok — 7%, у Eleaf и одноразовых электронных сигарет Pons — по 6%.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 19 декабря
EUR ЦБ: 94,25 (+0,11)
Инвестиции, 17:49
Курс доллара на 19 декабря
USD ЦБ: 80,03 (-0,35)
Инвестиции, 17:49
Кремль счел заслуживающей внимания идею об альтернативе G7 с Россией Политика, 20:07
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay РБК и City Bay, 19:59
КПРФ предложила проект реформы Конституционного суда Политика, 19:50
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
«Единая Россия» назвала 6 сложных регионов на выборах в Госдуму Политика, 19:44
Цены на золото впервые в истории поднялись выше $4400 за унцию Инвестиции, 19:42
США вывели из-под санкций Veles International и его владельца Бугаенко Политика, 19:34
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Изумрудное ожерелье экватора: как наладить экспорт в Индонезию РБК и РЭЦ, 19:31
Как меняется автомобильный рынок России Отрасли, 19:27
Конкуренция, аналитика, ИИ: как выжить на маркетплейсах в 2025 году РБК Радио, 19:26
В Туле возбудили дело после попытки пенсионерки повторить «схему Долиной» Общество, 19:22
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 19:20
Посол Британии в Москве стал фаворитом на пост посла в Вашингтоне Политика, 19:18
NYT узнала о предложениях Козака по экономической и судебной реформам Экономика, 19:16