В ноябре резко упала выдача паспортов на автомобили
В ноябре на выпускаемые в оборот в России новые транспортные средства было оформлено менее 150 тыс. электронных паспортов (ЭПТС), следует из предварительных данных администратора системы, компании «Электронный паспорт» (есть у РБК). Как уточнил оператор, речь идет обо всех машинах — как легковых, так и грузовых. Больше половины ЭПТС (52%) оформлено на импортную технику, 48% — на произведенную в России.
Для сравнения: в октябре текущего года было выписано около 300 тыс. ЭПТС, в сентябре — почти 350 тыс., а в ноябре 2023-го — около 240 тыс.
Что такое ЭПТС
Электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) содержит информацию о технических характеристиках, авариях, наложенных ограничениях, страховке, собственниках на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля.
Получить ЭПТС можно в уполномоченных Минпромторгом испытательных лабораториях или пунктах техосмотра. В лаборатории, например, нужно обратиться при ввозе автомобиля из-за границы. ЭПТС там выдадут сразу со свидетельством о безопасности конструкции. Если автомобиль приобретается у дилера, то на него уже оформлен ЭПТС.
Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов отмечает, что выдачи ЭПТС сложно напрямую сравнивать с продажами: «ЭПТС оформляют при импорте и производстве. При этом ЭПТС становится действующим, когда уплачен утильсбор. Продажа — это передача конечному собственнику (и регистрация этого в ГИБДД). То есть данные [об ЭПТС и регистрации] связаны, но это разные этапы жизненного цикла автомобиля».
В Минпромторге отметили, что данные по оформленным электронным паспортам транспортных средств и самоходных машин отличаются от показателей рынка, поскольку отражают именно динамику оформления электронных паспортов в системе: «Зачастую временной лаг между оформлением электронного паспорта и первичной реализацией транспортного средства или самоходной машины может составлять более двух месяцев. Корректные данные по состоянию рынка по итогам ноября будут предоставлены по окончании месяца», — отметили в министерстве.
Почему сокращается авторынок
Динамика оформлений ЭПТС соответствует динамике продаж машин, подтвердили РБК опрошенные эксперты. По словам Дмитрия Бабанского, аналитика SBS Consulting, продажи в ноябре снизились в том числе в категории легковых автомобилей и связано это с повышением утильсбора на них с октября. «На рынке сложилась сложная ситуация: утильсбор, высокая ставка по кредитам и курс рубля... В таких условиях спросу на автомобили некуда деваться, кроме как идти вниз», — отмечает Бабанский.
Утильсбор
В сентябре правительство утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также для некоторых видов дорожно-строительной техники (ДСТ). С 1 октября утильсбор уже был проиндексирован в среднем на 70–85%. В дальнейшем ставка будет индексироваться на 10–20% с 1 января каждого следующего года.
Как подсчитал «Автостат», с 1 по 15 ноября 13 автомарок поменяли цены на свои модели. Больше всего они подорожали у Geely (на 1,2–4,3%). Chery по некоторым моделям повысил цены (переднеприводные Tiggo 8 PRO Max), по другим снизил (на 1,3–5,9%). Среди тех, кто повысил, — EXEED, OMODA, TANK, белорусский Belgee, а также российские Sollers и Solaris HS. Среди тех, кто снизил, — китайские SWM и Changan.
Уже в октябре наблюдалось замедление темпов автокредитования, отмечали аналитики Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Количество выданных автокредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом составило 110,6 тыс. штук, сократившись по сравнению с сентябрем на 35%. «После рекордного сентября в октябре выдача упала более чем на треть. После введения в середине года макропруденциальных ограничений в автокредитовании снижение темпов роста в сегменте стало очевидным. И во многом это связано именно с тем, что автокредитование стали покидать наиболее закредитованные заемщики», — отметили в НБКИ.
Снижение продаж в ноябре по сравнению с октябрьскими РБК подтвердил и Сергей Удалов из «Автостата». Причем снижение происходит по всем категориям транспортных средств, но в легковом сегменте оно особенно заметно, так как «легковушек» продается всегда больше, отмечает он. «Снижение продаж связано с повышением утильсбора, о котором было объявлено заранее, и поэтому покупатели стремились приобрести машину до его изменения. Также на продажах сказываются высокая ключевая ставка и, соответственно, снижение продаж в кредит», — пояснил Удалов.
«Видим достаточно сильное замедление продаж всех видов автомобилей и техники», — отметил первый заместитель гендиректора лизинговой компании «Европлан» Илья Ноготков. Тренд подтвердил и директор по стратегии «Альфа-лизинга» Дмитрий Кудрявцев. «Высокая стоимость денег делает финансовые инструменты для покупки автомобиля очень дорогими. Поэтому многие клиенты откладывают приобретение», — отметил он.
РБК направил запрос в Минпромторг России. В АвтоВАЗе, группе ГАЗ и «Соллерсе» комментариев о продажах в ноябре не предоставили.
Что говорят автодилеры
«Окончательные итоги ноября пока рано подводить, но действительно наблюдается спад продаж. Конечно, на снижение влияют рост цен, удорожание кредитов и ослабление курса рубля», — отметил представитель ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). В ближайшее время можно ожидать повышения цен на автомобили на 10% и более, прогнозируют в РОАД.
Однако продажи легковых автомобилей пока растут год к году: объем продаж у «Авилона» в ноябре вырос на 25%, отметили в компании. «Увеличение обусловлено органическим ростом в объемообразующих китайских брендах, таких как Haval, Geely. Увеличились продажи и премиального бренда Hongqi. Но если сравнивать с прошлым месяцем, то в краткосрочной перспективе продажи упали на 10%. Связано это с общим замедлением спроса на автомобили», — отметил заместитель гендиректора «Авилона» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев.
Гендиректор автодилера «Автодом» Андрей Ольховский считает, что ключевая ставка Банка России на уровне 21% носит «переломный характер для покупки автомобиля»; в ноябре продажи идут очень непросто. «Первая неделя ноября была наиболее шоковой и ознаменовалась падением продаж на 60% к первой неделе октября, вторая неделя показала минус 34% ко второй неделе октября, и третья неделя ноября была минус 24% к третьей неделе октября. Посмотрим на итоги месяца, но, скорее всего, четвертая неделя ноября будет сопоставима с третьей. По нашим ожиданиям снижение продаж в ноябре будет порядка 28–35% по разным компаниям и брендам», — отмечает Ольховский. Ключевым фактором он также называет рост ставки ЦБ.
Продажи дилера «Автоспеццентр» в ноябре на 16% выше прошлогодних, но уже на 20% ниже, чем в октябре, сообщил РБК гендиректор компании Андрей Терлюкевич. «Снижение продаж вызвано повышением утильсбора с октября, что, в свою очередь, перераспределило спрос с четвертого квартала 2024 года на август—сентябрь», — отмечает он.
Продажи «Рольфа» в ноябре показали снижение в годовом выражении на 7% по состоянию на 29 ноября, рассказал директор департамента продаж новых автомобилей Николай Иванов. «Если говорить о разнице с октябрем нынешнего года, то это на 20% меньше выданных автомобилей. Думаю, так месяц мы и закончим, учитывая, что остался один день», — отметил собеседник. Но продажам «Рольфа» дала импульс крупная сделка в ноябре. «Если говорить исключительно о рознице, что более корректно отражает динамику всего рынка, то к прошлому году это будет плюс 5%, а к прошлому месяцу — минус 12%», прогнозирует Иванов. Среди причин помимо высокой ставки в «Рольфе» указали на рекордные опережающие продажи в сентябре и октябре, которые «вымыли» спрос будущих периодов. «Часть спроса ноября мы просто реализовали в предыдущие два месяца», — заключил Николай Иванов.
Что будет дальше
В «Авилоне» ожидают, что декабрь будет чуть активнее ноября, но в целом очень похожим. Начало же следующего года, его первый квартал, прогнозируется для всех марок пессимистичным, отмечают в компании.
Ольховский считает, что если ставка ЦБ будет расти и дальше, то мы увидим существенное охлаждение рынка, а также «череду неприятных ситуаций у дилеров». Автовладельцы могут столкнуться с проблемами в обслуживании автомобилей, так как некоторые дилеры в попытках экономии перестанут поддерживать стандарты качества обслуживания. Продажи в декабре, по его прогнозу, будут аналогичны ноябрьским.
«По моим прогнозам, декабрь закроется с показателями примерно минус 10% от ноября. Нужно еще учитывать, что декабрь в этом году — короткий месяц, новогодние выходные начнутся раньше», — рассуждает Николай Иванов. Но подстегнуть продажи в декабре сможет тот фактор, что с 1 января еще раз будет повышена ставка утильсбора.
Временно оживить спрос в декабре сможет обвал рубля, надеется Андрей Терлюкевич.
Поддерживающим фактором для автолизинга могут выступить высокие плановые расходы бюджета, если этот финансовый импульс будет доходить до микро-, малых и средних предприятий, а не оседать у крупнейших государственных подрядчиков, считает Илья Ноготков. Еще одним поддерживающим фактором будет программа субсидирования лизинга от Минпромторга, которую планируют продлить с 1 декабря, подытожил он.