Продавцы электроники заявили о риске роста цен на батарейки
Новые правила утилизации могут сократить объемы переработки таких отходовАссоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; среди ее членов Duracell, «M.Видео-Эльдорадо», Delonghi, DNS и др.) предупредила премьер-министра Михаила Мишустина о рисках остановки системы сбора батареек и аккумуляторов у населения, роста цен на них, а также сокращения объемов переработки таких отходов. Это следует из письма президента ассоциации Александра Онищука российскому премьеру от 20 января (у РБК есть его копия, подлинность подтвердил представитель ассоциации). В пресс-службе правительства подтвердили получение этого обращения.
По версии главы ассоциации, с проблемами бизнес может столкнуться уже с 1 марта 2022 года, когда единым оператором по обращению с отходами I–II класса опасности, к которым относятся и батарейки, станет «Федеральный экологический оператор» (ФЭО), «дочка» госкорпорации «Росатом».
Какие аргументы приводят производители и продавцы батареек и почему власти их опасения не разделяют, разбирался РБК.
Как устроен сбор и переработка батареек
Сейчас производители и импортеры батареек обязаны их собирать и утилизировать самостоятельно или платить экосбор в рамках Расширенной ответственности производителя (РОП). Этот механизм действует в России с 2015 года. Некоторые крупные производители совместно с ретейлерами создали сеть пунктов приема использованных элементов питания. Специальные контейнеры, куда можно сдавать отработанные батарейки, стоят в ряде детских садов, школ и институтов, оттуда компании увозят их на переработку. В Татарстане такие накопители установлены даже в подъездах жилых домов. Сейчас бизнес индивидуально договаривается об оплате системы сбора и утилизации батареек, говорит представитель РАТЭК Антон Гуськов. Иногда сами ретейлеры вкладывают средства в такие проекты, так как человек, пришедший сдать батарейки, может купить что-то в магазине. Например, в магазинах одного из крупнейших продавцов электроники «М.Видео-Эльдорадо» работает такая система сбора, которая была запущена в 2018 году совместно с Duracell. Покупатели могут сдать отработанные батарейки более чем в 1300 магазинов сети в 370 городах.
В Россию ежегодно поставляется около 20 тыс. т батареек (около 1 млрд штук). Всероссийская инфраструктура по раздельному накоплению отходов от использования элементов питания, батареек и портативных аккумуляторов охватывает более 40 млн человек, утверждает Онищук.
Отдельные компании, включая производителей элементов питания, заключают договоры напрямую с заводами-утилизаторами на сбор, транспортировку и переработку продукции. По информации РАТЭК, Duracell организовала 3,5 тыс. пунктов сбора батареек в 82 регионах, в 2021 году благодаря этой системе было переработано 450 т зарядных элементов.
Утилизация использованных батареек стоит около 50 руб. за 1 кг, сказал глава Национальной экологической компании (НЭК, владеет заводом по утилизации батареек в Ярославской области) Александр Климов. По его словам, за последние три года она подешевела почти вдвое из-за появления новых технологий, роста мощностей и конкуренции на рынке. «Если наладить массовый сбор батареек, то к 2023 году можно добиться бесплатного их приема для утилизации на завод даже от бизнеса», — утверждает он. Сейчас НЭК принимает бесплатно батарейки на утилизацию от активистов и общественных организаций.
Как поменяются правила
По словам представителя ФЭО, Федеральная антимонопольная служба должна определить тариф за полный цикл обращения с батарейками (сбор, транспортировку и утилизацию). Он будет единым по всей России, но его размер пока не установлен (РБК направил запрос в ФАС). Сначала ФЭО планирует заключать договоры с утилизаторами на переработку отходов на их существующих мощностях. Но затем компания планирует построить собственные заводы, которые будут перерабатывать такие отходы, говорит ее представитель.
Привлечение третьей стороны для контракта с заводом-утилизатором после 1 марта приведет к дополнительным издержкам и репутационным рискам, считает представитель «М.Видео-Эльдорадо». НЭК, услугами которой ретейлер пользуется для переработки батареек, уже отказалась продлить контракт, который истекает в конце февраля. «С 1 марта мы не в праве будем самостоятельно осуществлять сбор, транспортирование и утилизацию батареек. Утилизировать батарейки, образованные в результате нашей деятельности (например, при утилизации электроники), мы тоже не сможем», — пояснил Климов. По его словам, компания будет обязана передавать их ФЭО, несмотря на то что обладает собственной инфраструктурой сбора и мощностями по транспортированию и утилизации. Но сейчас решается вопрос о том, чтобы предприятия, которые на тех или иных основаниях обладают утилизационными мощностями, могли продолжать самостоятельно утилизировать отходы, утверждает представитель Минприроды. По его словам, с таким предложением выступил «Росатом». А торговые сети смогут и дальше организовывать сбор батареек у населения и передавать их на утилизацию, как и раньше, добавляет замминистра экономического развития Илья Торосов.
Компаниям также придется вносить сведения о собранных элементах питания в государственную электронную информационную систему по учету и контролю за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК), пишет глава РАТЭК. С 1 марта магазин, где действует пункт сбора батареек, сможет передавать их специализированной компании, имеющей лицензию на сбор, транспортировку и утилизацию опасных отходов, отмечает представитель ФЭО. Именно эти специализированные компании будут обязаны вносить полученную информацию во ФГИС ОПВК, это будет бесплатно для всех участников рынка, подчеркивает он. «Наша задача — наладить учет и контроль за такими отходами, помочь добросовестным участникам рынка», — объясняет собеседник РБК.
Какие риски увидел бизнес
Компании, которые объединяет РАТЭК, опасаются, что из-за новых правил утилизации батареек вырастут расходы на их сбор и утилизацию. Глава ассоциации, представители производителей и продавцов указывают на несколько рисков:
- ФЭО собирается проводить торги на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации батареек в регионах, победитель которых должен будет самостоятельно организовывать инфраструктуру по накоплению такого типа отходов с нуля, отмечает Онищук. В этом, по его версии, есть риск закрытия уже созданной инфраструктуры для сбора батареек. «Мы опасаемся, что в случае монополизации [деятельности по сбору батареек] не сможем продолжать развивать уже эффективно работающую программу по новым правилам», — добавляет представитель «М.Видео-Эльдорадо».
- Возникает риск не только закрытия существующей инфраструктуры по раздельному сбору батареек, но и кратного снижения уровня их переработки из-за сокращения доступности пунктов сбора, замечает гендиректор Duracell в России Юрий Коротаев.
- Монополизация рынка сбора и переработки отходов I–II классов опасности также приведет к «повышению финансовой и административной нагрузки» на население, считает президент РАТЭК. О риске роста цен на батарейки из-за новых правил, которые приведут к нехватке вторсырья, ранее предупреждали российские производители аккумуляторов и металлургические компании.
- РАТЭК считает неэффективными новые меры по организации системы обращения с батарейками, потому что они приведут к росту расходов и бюджетных организаций. Любой детский сад, школа, университет, если у них образовались отработанные батарейки, должны будут заплатить ФЭО за утилизацию таких отходов. Члены ассоциации опасаются, что в таком случае учреждения просто откажутся ставить у себя контейнеры для сбора батареек.
Почему власти считают эти опасения необоснованными
Нет оснований для беспокойства о росте цен на батарейки и аккумуляторы, заявила РБК глава Росприроднадзора (отвечает за лицензирование работы по обращению с отходами) Светлана Радионова. «Кардинально ничего не поменяется. Компании и предприниматели, которые собирают у населения батарейки и отправляют их на переработку, должны до 1 марта зарегистрироваться на платформе учета отходов I и II класса и продолжать свою деятельность. Если у вас есть мощности для этого, просто покажите их», — сказала она.
Представитель Минприроды также заверил, что из-за новых правил нет риска роста цен на батарейки или аккумуляторы. «Идет просто упорядочивание регулирования, которое сейчас в серой зоне. По факту нет никаких финансовых затрат — просто нужно будет сдавать такие отходы единому оператору, а не в коробочку в магазине», — отмечает он.
Как и раньше, отходы I–II класса опасности должны передаваться на обезвреживание и утилизацию за определенную плату, отмечает Торосов из Минэкономразвития. Новая система предполагает, что если у организации нет собственных объектов по размещению, обезвреживанию и утилизации, то такие отходы по договору оказания услуг передаются ФЭО с оплатой по утвержденному тарифу, указывает он.
Минприроды постоянно проводит мониторинг подготовки «Росатомом» старта новой системы и продолжит это делать, когда система будет запущена, обещает представитель ведомства. Минпромторг поддерживает повышение прозрачности учета и контроля жизненного цикла опасных отходов I и II класса, но все изменения в существующей системе должны быть сбалансированы с учетом интересов всех участников процесса, сказал представитель ведомства.