Греф оценил риски для российской экономики от энергоперехода
По подсчетам Сбербанка, достижение мировой углеродной нейтральности к 2050 году будет стоить миру $140 трлн, или 3% мирового ВВП в год. Об этом заявил глава банка Герман Греф, выступая на сессии «Экономика нового времени: что изменится и что сохранится» на Восточном экономическом форуме, передает корреспондент РБК.
К этому моменту потенциальное падение энергетического экспорта России составит $192 млрд. Производство нефти и газового конденсата может упасть на 72%, газа — на 52%, а энергетического угля — на 90%, заявил Греф.
По расчетам Сбербанка, бюджет России может потерять 5 трлн руб. нефтегазовых доходов к 2035 году, потенциальный ущерб ВВП по сравнению с инерционным сценарием составит к этому моменту 7,7%. Потери доходов населения банк оценил в 14%.
Греф также назвал основные риски от энергоперехода к 2050 году:
- падение экспортной выручки,
- занятость,
- проблема моногородов,
- потенциальная утрата российского лидерства в мировой энергетике,
- потеря бюджетных доходов,
- проблемы энергокомпаний при отсутствии трансформации и возможное банкротство некоторых из них.
В начале августа источник РБК, близкий к правительству, сообщил, что оно намерено по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина создать рабочие группы для адаптации экономики к глобальному энергопереходу, то есть для подготовки к снижению спроса на традиционное топливо на фоне развития альтернативной энергетики и новых технологий. Информацию подтвердил РБК федеральный чиновник, который участвует в этом процессе. Куратором групп станет первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Собеседники РБК также рассказали, что за последний месяц в правительстве прошла серия дискуссий в закрытом режиме о подготовке России к начавшейся перестройке глобальной экономики в направлении низкоуглеродного развития.
В конце месяца Минэкономразвития подготовило обновленный проект стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года с учетом поручения президента обеспечить большее снижение вредных выбросов, чем в ЕС. Выхода на углеродную нейтральность базовый сценарий не предполагает.