Продавцы мебели предупредили о готовящемся повышении цен
У IKEA есть идея
Сейчас в российских магазинах IKEA на долю отечественной продукции приходится 60% ассортимента, остальные 40% приходятся привозят из-за рубежа, рассказала РБК представительница компании Мария Тихонова. «Мы осуществляем поставки из Западной и Восточной Европы, Китая, Индонезии, – уточнила она. – Поскольку IKEA – магазин доступных цен, мы постараемся сохранить для наших клиентов привлекательное предложение».
Во вторник IKEA объявила о планах повышения цен на российском рынке, объяснив это решение падением курса рубля, ростом цен на сырье и тарифов на транспорт. Когда и насколько изменятся цены в магазинах шведской компании, пока не известно. «Сейчас этот вопрос прорабатывается», – сказали в компании.
По словам Тихоновой, одним из вариантов сдерживания цен на продукцию является увеличение объемов производства в России. В 2016 году доля российской продукции должна увеличиться до 70%, в 2020 – 75%.
Мебельное импортозамещение кажется панацеей в условиях роста курса валют падения покупательского спроса не только менеджерам IKEA. Не исключает возможности снижения объемов поставок из-за рубежа и совладелец мебельной сети Hoff Михаил Кучмент. По его словам, уже сейчас 70% продукции сети приходится на товары российских производителей. Однако при нынешнем уровне девальвации доля импорта может упасть до 20–25%, добавил он.
Снижать долю импортной продукции в общем объеме продаж планируют и в интернет-магазине мебели HomeMe. Компания продает продукцию отечественного производства, однако доля импортных комплектующих в ней составляет 20%. «В первую очередь это ткань и механизмы диванов, – говорит директор по маркетингу HomeMe Сергей Макаров. – Мы планируем снижать эту составляющую в первую очередь за счет расширения географии наших поставщиков, но не в ущерб качеству производимой мебели».
Снижение доли импорта – нормальное явление, считает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «У мебельных ретейлеров есть только два пути сохранения цен: переключение на «серый импорт» или увеличение доли отечественной продукции. В 2015 году эта тенденция будет усиливаться, и у отечественных производителей появится возможность выходить в новые сегменты, расширять свой ассортимент».
Цены на товары российских производителей гипермаркета мебели Hoff в ближайшее время могут подняться на 5–10%, поскольку импортная составляющая в этой продукции все равно присутствует, говорит Кучмент. «Импортная мебель подорожает сильнее, чем отечественная, однако этот рост не будет прямо пропорционален величине девальвации», – заявил он.
HomeMe начнет пересматривать цены в 2015 году. Однако, насколько подорожают товары, в компании не говорят. «Мы планируем произвести пересмотр цен после Нового года, как только будет реализована большая часть из текущих остатков товаров, закупка которых происходила ранее, осенью, – комментирует Макаров. – Мы открыто предупреждаем клиентов о скором пересмотре цен, предлагая оформить заказ сейчас, пускай даже с доставкой в январе 2015 года».
«Наиболее динамичный рост цен будет наблюдаться уже в 2015 году, когда будут распроданы товары, цены на которые устанавливались исходя из курса доллара ниже 40 руб.», – комментирует Бурмистров из «INFOLine-Аналитика».
Ненужная мебель
Компании-дистрибьютеры, которые работают только с зарубежными производителями мебели, вынуждены поднимать цены уже сейчас вслед за ростом валюты. «То, что было закуплено по курсу 60 руб. за евро, продается по старой цене, – рассказала РБК начальник отдела продаж компании Homesegreto – официального представителя в России итальянских, испанских, румынских и польских мебельных фабрик – Виктория Кирилова. – Если покупаем мебель по новой цене, просто умножаем ее на коммерческий курс и выставляем на продажу».
Представитель немецкого производителя офисной мебели в России Büromöbel RUS действует по такой же схеме. «Мы поставляем мебель из Германии, Италии, других европейских стран, – говорит директор по развитию компании Михаил Тимошевский. – Цены пересчитываем по нынешнему курсу евро. При этом спрос на офисную мебельную продукцию сейчас падает, поскольку в принципе снижается спрос на офисы. Компании сейчас ищут помещения подешевле, всю старую мебель везут с собой».
Падение спроса подтверждают и в Homesegreto. В октябре менеджер по логистике компании Егор Выбуль говорил РБК, что спрос на продукцию компании снизился на 40%. О снижении покупательской активности заявляют и в сети мебельных салонов Mebell.ru (у компании есть магазины в Москве и регионах). «Хотя мы не повышали цены, поскольку на 80% торгуем товарами российских производителей, спрос относительно первого полугодия упал на 30–40%, – говорит руководитель компании Андрей Филимонов. – При этом, когда курс евро немного понизился, продажи увеличились на 20%. То есть спрос есть, просто в условиях нестабильной экономической ситуации люди боятся расставаться с деньгами».
Действительно, некоторые игроки рынка теряют покупателей, подтверждает Михаил Кучмент. Однако Hoff эта тенденция не коснулась. «Мебельные торговые центры теряют покупателя, потому что клиенты уходят в другие форматы, – комментирует он. – Сейчас активно растут интернет-продажи, популярность набирают магазины формата OneStopShopping (все в одном месте). Суть этого формата заключается в том, что магазин торгует специально отобранным ассортиментом, люди получают полный пакет сервисных услуг, консультации профессионалов. Это удобно. Именно такой формат мы сейчас развиваем».
По данным «Infoline-Аналитика», крупнейшими ретейлерами на мебельном рынке сегодня являются сети IKEA (80,5 млрд руб. в 2013 году), Hoff (6,5 млрд руб. в 2013 году) и «Шатура-мебель» (собственные и франчайзинговые магазины, выручка которых более 6 млрд руб.). Емкость мебельного рынка в России в 2014 году приблизится к 600 млрд руб., увеличившись, по сравнению с прошлым годом, на 15%. Доля импорта на российском мебельном рынке в настоящий момент превышает 55%.