Премия РБК: номинанты в категории «Менеджер» — о бизнесе и жизни
В шорт-лист Премии РБК вошли 23 человека в шести номинациях. Одному из них аудитория присудит приз зрительских симпатий. Номинанты в категории «Менеджер» — в обзоре РБК
Проголосовать за одного из номинантов можно на странице Премии РБК
Лейла Маммедзаде, экс-глава группы «Сумма»
- Я много книжек читала об управлении, а в любой такой книжке написано, что надо команду тянуть, награждать, брать вину на себя и все окупится. У меня с первого дня была концепция, что вина команды — это моя личная вина. А победа команды — это победа игроков внутри команды. Мне нравилось промоутировать людей, и это тоже оказалось совершенно не советским стилем управления. В Советском Союзе начальник всегда прав, а виноват всегда подчиненный.
- Это удивительно, но в русских компаниях ценится агрессивность. Существует миф о «жестком менеджере». Когда приходишь на интервью к любому русскому крупному руководителю, он всегда тебе говорит: «Я хочу жесткого руководителя». Не спросишь ведь почему и отвечаешь: «Да, я очень жесткий человек».
- В западных компаниях первый приоритет — построение команды и получение результата. То есть работа долгосрочная. У нас нет ставки на длинную работу, и это понятно. Через десять лет ты из миллионера можешь превратиться в человека со средним достатком. Тебе не нужны результаты через пять лет, тебе нужно выкрутиться сейчас, сегодня.
- Прежде чем меня перевели в Лондон, я считала, что по-английски говорю очень хорошо. Но в Лондоне поняла, что часто просто не понимаю, чего от меня хотят мои менеджеры. Сильный акцент. Никто не говорит медленно, никто не повторяет задание, никто не использует простых слов. Тогда я придумала, что просто не буду брать трубку, когда мне звонят с заданием. У меня всегда стоял автоответчик. То есть появилась возможность записывать сообщения и прокручивать их несколько раз. Ночью поработать, а утром сделать вид, что на задание потратила не больше получаса. Понятно, это такие детские хитрости. Но мне было 22, и я боролась за себя как могла.
- В России, к сожалению, не всегда любят растить команду. Чаще всего хотят взять менеджера, который все может, все знает, такого условного волшебника. Вот он придет и каким-то образом за полгода совершит революцию. Когда ты пытаешься получить быстрые результаты, ты получаешь их за счет разрушения долгосрочной целостности.
- Мне очень не нравится, что сейчас в России на Запад смотрят как на врага и перестали принимать технологии не только технические, но и технологии управления, восприятия жизни. Мне повезло, что в момент моей ранней молодости была абсолютная, тотальная свобода.
- Нет ничего интереснее нефти? Эта фраза работает в основном в России. Должны развиваться и индустрии, где ценен интеллект и воображение. Нефть по большому счету — это грязь, которая позволяет нам быстро передвигаться на машинах. Вот и все.
- Жизнь меня сделала антикризисным менеджером.
- Я не собираюсь никого предавать или бросать в тяжелый момент. Я считаю, что эти вещи важнее, чем возможность заработать кучу денег.
- Несмотря на то что большая часть моей профессиональной жизни сложилась в Европе и США и я гражданка Азербайджана и Нидерландов, с 2010 года я работаю в России. Считаю, что мало где в мире есть такие возможности для профессионального и личного развития, как в России. Поэтому, безусловно, долгосрочно я строю свою карьеру здесь.
Лейла Маммедзаде, экс-глава группы «Сумма»
Цитаты по материалам Forbes Woman, РБК
Денис Долматов, генеральный директор CarPrice
- В мире существует около 50 клонов Instagram и более 40 — Uber. Пока предприниматели думают, адаптировать зарубежные идеи или ждать вдохновения на собственную уникальную, копикэты двигают экономику.
- Что должны предпринимать компании, если конкуренты копируют их? Скажу на своем опыте. После того как мы вышли на рынок в 2014 году, у нас самих появились копикэты — схожие по бизнес-модели онлайн-аукционы. Как мы к ним относимся? Положительно. Мы понимаем, что на рынке должна быть конкуренция. Это дает уникальную возможность: взглянуть на своей бизнес со стороны.
- Каждый проект уникален, как бы он ни пытался следовать за своим прототипом. Бизнес развивается, ищет свои уникальные преимущества и пути развития и наступает уже на собственные, а не чужие грабли.
- Если бы предприниматели из ложной скромности не брали чужие идеи за основу просто потому, что они уже существуют, экономика развивалась бы гораздо медленнее. Это общий вопрос глобализации — границы открыты как информационно, так и физически, и поэтому идеи перетекают так же, как и товары. Делайте копикэты, друзья, не стесняйтесь!
- Проблемы начинаются тогда, когда у тебя люди не те — ничего не умеют или ничего не хотят, или умеют и хотят, только не того, — либо у тебя рыночный продукт абсолютно ошибочный, и ты буксуешь, у тебя ничего не получается, потому что и не должно было. К счастью, ничего подобного в CarPrice у меня не случилось.
- У меня чуть ли не врожденная потребность — любое действие сразу проверять на сбалансированность. Если стартап-менеджеру что-то, например эмоции, подсказывает, что надо рвануть вон в ту сторону, он рванет, иначе он ни одного проекта не запустит. А человек, который следит за правильным соотношением факторов, обязан проверить, нет ли дисбаланса.
- Выбрать степень приложения усилия — самое сложное. Наверное, это одна из главных компетенций генерального директора. Если он ею обладает, то не давит, не берет на себя слишком много, а отдает ровно столько, сколько нужно, и выслушивает ровно тогда, когда нужно.
- Мне не хотелось бы сказать однажды: «Так, все, теперь решаю я один». Это значило бы, что я не доверяю людям и лишаю их права голоса.
- Если сейчас я все брошу и запущу свой проект, то буду первым на деревне или первым на улице. Идею, которая вывела бы меня в число первых хотя бы в стране, я до сих пор не придумал. А заправлять складом или держать 25 автомобилей, или управлять 37 кафе меня не тянет.
- Я никогда не доволен результатом, так как всегда ставлю перед собой крайне амбициозные цели, до них трудно дотянуться. У нас шикарная динамика по сравнению с рынком, на фоне бенчмарков и результатов конкурентов, все KPI меняются в нужную сторону. Но мне никогда не нравится, с какой скоростью.
- У среднего японца напрочь отсутствует гибкость, присущая российскому клиенту. Запускаешь у нас по телевизору рекламу: «А я продал машину в CarPrice!» — и тут же заинтересованные зрители думают: «Что-то новенькое, пойду попробую». Ну а если ты начинаешь давать рекламу чего-то нового и неизвестного в Японии, то люди рассуждают так: «Будут живы через десять лет — тогда подумаю и, может быть, схожу к ним».
- Через 20–30 лет мы с тобой будем сидеть под дубом и пить коктейли, потому что ни моя, ни твоя работа никому не будет нужна, искусственный интеллект заменит все.
Денис Долматов, генеральный директор CarPrice
Цитаты по материалам Forbes, VC.ru
Борис Добродеев, генеральный директор Mail.Ru Group
- Я недавно подумал, что MRG всегда шла вслед за развитием интернета. На заре онлайн был про коммуникации, и у нас появилась почта, потом люди стали больше развлекаться в Сети, и у нас появились онлайн-игры.
- В интернете главный капитал — это люди, и традиционная управленческая бюрократия с ними не работает.
- В любой социальной сети есть маленькая доля авторов и большая доля читателей. Я читаю. Это как в известном анекдоте про чукчу, только наоборот, я не писатель, я читатель. Мне так комфортнее.
- По сути, целеполагание в бизнесе должно происходить из видения. А видение должно происходить в том числе на цифрах, на анализе, на работе конкурентов и их аналогов.
- Для меня действительно важна рабочая этика. То, как человек относится к своей работе, как он ей отдается, горит ли делом.
- Я действительно считаю, что ситуация меняется стремительно, что конкуренты никогда не спят. Скорость и гибкость — это одни из тех ноу-хау, которые интернет принес в мир, управленческий мир и мир экономики.
- В интернете не работают долгосрочные стратегии. Наша стратегия — это гибкость. Мы формируем систему взглядов, которую можем периодически пересматривать.
- Мы постоянно бросаем вызов своим концепциям, может быть, даже трехмесячной давности, и можем пересмотреть взгляд на тот или иной рынок, поэтому всегда говорим: «Никогда не говори никогда».
- Мы любим конкурировать не только на внешнем рынке, но и внутри. Конкуренция — путь к эффективности. Никто не должен бронзоветь и считать, что, раз уж он занял какое-то направление, оно будет развиваться вечно, даже если оно теряет пользователей и не приносит никакой выгоды. Эта постоянная конкуренция очень сильно стимулирует. В конечном счете выигрывают как сама компания, так и пользователь, который получает самый оптимальный и эффективный инструмент.
Борис Добродеев, генеральный директор Mail.Ru Group
Цитаты по материалам «Ведомости», «Коммерсантъ»
Алексей Сорокин, генеральный директор оргкомитета ЧМ по футболу «Россия-2018»
- Что такое самый дорогой чемпионат мира в истории? Новое шоссе от центра Нижнего Новгорода до аэропорта, например, это считать расходами на чемпионат мира? Да, гости будут им пользоваться, но местные жители пользуются им сейчас и будут пользоваться еще сто лет. Все равно все это было бы сделано рано или поздно. Просто это сделали к определенному сроку и в тех регионах, которые примут чемпионат мира. Так многие страны и развиваются — проектами. Вот это и есть очередной проект.
- Самое главное, что все-таки не умер [продвигая заявку на ЧМ]. Я действительно заболел малярией и, самое главное, не сразу понял, что заболел именно ею. Было много поездок, и одна из них была в Анголу, где проходил конгресс КАФ. И я просто забыл про эту поездку…
- Очень часто Виталий Леонтьевич Мутко, начиная совещание с регионами, говорил фразу: «Вот представьте себе: к вам приезжает 15 тыс. бразильцев или 15 тыс. чилийцев (тогда мы еще не знали, естественно, кто отберется)». Тогда это казалось какой-то абстракцией — ну какие 15 тыс. бразильцев в Саранске? А оказалось 20 тыс. перуанцев в Саранске.
- Давайте представим, ну сколько может приехать? Ну миллион, давайте по максимуму возьмем. А миллион и приехал в итоге. И мы спокойно это провернули. Аэропорты справились. Города справились.
- Мы наконец получили возможность рассказать правду о нашей стране, лишить наших соседей или дальних соседей предубеждений в отношении России, показать, что у нас красивая, добродушная и гостеприимная страна. Мы показали, что умеем принимать гостей.
- Самая символичная фотография, которую я видел, — это трибуна английских болельщиков. Несколько английских болельщиков держат маленькие плакатики, видимо, наскоро нарисованные, — своеобразное послание тем, кто решил не приезжать в Россию: You need to be here.
- Мне кажется, если бы можно было как-то кристаллизовать доминирующую идею [по результатам ЧМ] в обществе, то мы поверили в собственные силы.
- Проектная работа всегда имеет конец. Тем она и отличается от стабильной. Эта работа не для всех. Она для ивент-фриков — такой термин я недавно услышал от коллег.
- Я лично и многие мои коллеги всегда были противниками внесения каких-то политических элементов в футбол. И мы всегда останемся противниками этого. Это неправильно.
- Идея [предложить подать заявку на ЧМ] родилась из размышлений-споров-фантазий в духе: «А давайте!» — «Да ну, ты шутишь, что ли…» — «А может, все-таки?» — «Ну может». — «А не замахнуться ли нам?» — «Хорошо, давай попробуем. Но вряд ли поддержат». — «А может, поддержат!»
- Все два года после принятия решения мы занимались тем, что убеждали мир: мы сможем. В сознании международных спортивных чиновников, представителей крупного бизнеса должны были слиться воедино три слова: «Россия», «чемпионат», «возможно».
- Успех — категория недолговечная, он существует в моменте и так же быстро испаряется, как появляется.
- В детстве, когда меня спрашивали, кем хочу быть, я отвечал: пешеходом. Хотел обходить всех и что-то кому-то говорить. Вроде так в итоге и получилось.
- Без работы я не могу. Всегда завидовал людям, которые могут уехать на дауншифтинг. У меня через какое-то время возникнет паника.
- Пожалуй, самый интересный вопрос, который меня сейчас волнует, — как чемпионат мира изменит нашу страну. И изменит ли? Вот это действительно интересно. Футбол объединяет абсолютно всех, обладает колоссальным энергетическим зарядом и способен повлиять на страну гораздо сильнее, чем любой другой вид спорта. Насколько рост популярности футбола сможет изменить нас как нацию?
Алексей Сорокин, генеральный директор оргкомитета ЧМ по футболу «Россия-2018»
Цитаты по материалам «РИА Новости», «Ведомости», «Спорт-Экспресс», «Сноб»
Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм»
- У меня самой трое детей, у моих друзей просто огромное количество детей, и все они с нетерпением ждут каждую новую серию «Простоквашино». Здесь важно понимать, что мы снимаем для детей. Все эти споры, интернет-баталии, о которых вы говорите, — из мира взрослых, которые пока составляют более половины аудитории нового «Простоквашино».
- Как только у детей появляются собственные гаджеты, они делают выбор в сторону другого контента — «Смешариков», «Фиксиков» и других. Нам нужно делать мультфильмы, которые дети будут искать и смотреть сами, а для этого там должны быть гаджеты и все современные реалии.
- Знаете, у нас пока нет задач перегнать Walt Disney, есть задача вернуть нашему зрителю любовь к российским мультикам.
- Я лично очень большой сторонник патриотизма, но не голословного ура-патриотизма, а на самом деле любви к тому, что мы можем, что мы умеем, любви к родине, любви к тому, что мы умные, талантливые, образованные люди.
- В любую страну, куда я сейчас приезжаю по теме мультипликации, мне везде говорят: ну, наверное, у нас технологии более продвинутые, чем у вас, мы умеем хорошо подхватывать, копировать, технологизировать, но все креативные идеи — у вас, в России, самые умные и образованные люди — у вас. Поэтому, конечно, для того, чтобы зарабатывать какую-то международную репутацию, нам надо сначала полюбить то, что мы умеем делать сами, по-настоящему начать этим гордиться. Я очень горжусь российской анимацией, и не только тем, что сделал «Союзмультфильм».
- Мне никогда не бывает лень. Я не знаю, что это такое. Все окружающие, включая мою семью, удивляются. Мой муж в шутку говорит друзьям: «Мне остается только плыть по течению. Смотрите — она все взяла на себя!»
- Я получаю драйв от того, что делаю. Когда я с детьми — получаю драйв от детей, когда на работе — получаю драйв от работы. В любом случае впервые за многие годы я, наконец, нашла этот баланс.
- Я начала работать в 16 лет. В 17 я уже зарабатывала больше, чем моя мама, которая воспитывала меня одна.
- Моя тревожность связана с тем, что какие-то обязательства я точно не выполняю: я просто физически не могу все это покрыть. Близкие мне говорят: «Да сбрось ты с себя часть этой ответственности, ты сама ее на себя взвалила!» Я так не могу. Иногда я пробовала расслабиться и чего-то не делать — и сразу все идет не так, как надо.
- Понимаете, дело в том, что самым главным в такой ситуации является способность руководителя принимать жесткие, иногда непопулярные решения. И в этом я действительно мастер — думаю, поэтому и выбрали [руководителем «Союзмультфильма»]. Где еще найдут таких безбашенных смельчаков с опытом управления мировыми компаниями?
- У нас есть серьезная задача идти в международную аудиторию. Но для этого надо сначала самим полюбить то, что продаешь. Невозможно никому продать то, что ты не любишь.
- Я часто не согласна с очень многими решениями Министерства культуры и доношу это до всех, до кого я могу это донести, и до министра в том числе. Но в целом я понимаю, какой это сложный участок. Врагу не пожелаешь быть министром культуры. Когда я слышу просто отвлеченные рассуждения, что он все делает неправильно, я все время думаю: «Сели бы вы на его место на год, я бы посмотрела».
- Меня нельзя назвать циничным наемным менеджером, потому что все за, что я берусь, — это дело жизни, а иначе я не возьмусь. У меня было очень много предложений после СТС, но я ни одно не приняла, хотя многие были существенны в деньгах. Для меня «Союзмультфильм» — это социальный проект, это почти как возглавить благотворительный фонд.
- Первая задача, которую я должна была решить, когда пришла в «Союзмультфильм», — это вывести киностудию из кризиса. Считаю, что это сделано.
- Те, кто смог за 220 тыс. руб. за минуту сделать хорошую авторскую короткометражку, это практически боги. Они точно останутся с нами надолго, их надо вести дальше, давать им еще возможность снимать авторское кино, потом еще авторское, а потом попробовать поставить их на тот сериал, на который они сами захотят прийти.
Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм»
Цитаты по материалам «Реальное время», «Коммерсантъ», Elle, Forbes Woman, BBC, РБК
Магазин исследований
Аналитика по теме
"Фитнес"