Чистая прибыль «Аэрофлота» по итогам 2018 года упала в 10 раз
В 2018 году чистая прибыль «Аэрофлота» по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) снизилась в 10,2 раза в годовом выражении и составила 2,8 млрд против 28,4 млрд руб. годом ранее. Об этом сообщает пресс-служба компании.
Авиакомпания отметила, что ей удалось добиться эффекта от оптимизационных программ и нивелировать «беспрецедентное давление» от стоимости топлива и валютного курса на финансовые результаты.
«Таким образом, рыночные факторы оказали существенное влияние на результаты года, включая четвертый квартал, в течение которого сохранявшееся давление на прибыль со стороны высокой стоимости топлива было дополнено продолжающимся усилением конкуренции на рынке авиаперевозок», — указали в «Аэрофлоте».
Выручка компании по сравнению с 2017 годом, напротив, выросла на 13% и составила 504,7 млрд руб. На такую динамику повлиял рост производственных показателей, а также изменение курсов основных валют, указала компания. Так, в прошлом году «Аэрофлоту» удалось увеличить пассажирооборот на 6,7%, до 98 млрд пассажиро-километров, общий пассажиропоток также вырос на 8,9%, до 35,8 млн пассажиров.
Себестоимость продаж по итогам прошлого года выросла почти на четверть, почти до 500 млрд руб., а валовая прибыль уменьшилась в 9,3 раза, до 5 млрд руб. Основное влияние на затраты, пояснили в авиакомпании, оказал рост расходов на топливо (они увеличились на 47,7% в годовом выражении).
Как пояснил РБК старший аналитик инвестиционной группы «Атон» Михаил Ганелин, чистая прибыль авиакомпании упала из-за аномального роста цен на топливо в третьем—четвертом кварталах 2018 года. По его словам, менеджмент «Аэрофлота» сокращал маркетинговые и административные расходы. «Авиакомпания сумела отчасти поднять стоимость билетов, продала несколько самолетов, поэтому «Аэрофлот» не ушел в убыток», — сказал он.
По таким показателям, отметил аналитик, можно прогнозировать слабые результаты группы «Аэрофлот» по МСФО за 2018 год. «Инвесторов интересует именно международный стандарт отчетности. Но его результаты, скорее всего, будут также слабые — ближе к нижней границе в 10–13 млрд руб.», — пояснил Ганелин.
По данным Росавиации, доля затрат на авиатопливо в общем объеме расходов на выполнение авиаперевозок в прошлом году у пяти крупных авиакомпаний — «Аэрофлот», «Сибирь», Россия», «Уральские авиалинии» и Utair — увеличилась на 2–7 п.п. Топливо для компаний подорожало в годовом выражении на 24–58%.
На проблему роста цен на авиатопливо обратили внимание и власти. Так, в конце октября президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о компенсациях авиакомпаниям и предоставить ему предложения до 1 марта.