«Ведомости» узнали о риске остановки сборки российских машин в Казахстане
Российские автопроизводители, инвестировавшие в сборку своих машин в Казахстане, могут остановить производство в стране, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на представителей неназванных крупных отечественных автоконцернов.
Российские автомобили Lada и «УАЗ» собираются на заводе «Сарыаркаавтопром» в Кустанае, машины Группы ГАЗ и «Уралы» — на заводе «Семаз» в Семипалатинске (Семей). У КамАЗа есть собственный сборочный завод в Акмолинской области.
Автопроизводители, как пишет издание, обеспокоены поручением президента республики Касым-Жомарта Токаева пересмотреть ставки утилизационного сбора на автомобили.
Так, по словам представителя КамАЗа, совокупные инвестиции в активы компании в Казахстане уже составили 12 млрд тенге (2,16 млрд руб.). До 2024 года производитель тяжелых грузовых автомобилей планирует вложить еще почти 43 млрд руб. в развитие собственного литейного производства, отмечает он. Собеседник «Ведомостей» считает, что в случае отмены или сильного снижения утильсбора КамАЗ может столкнуться с проблемами с выполнением обязательств по локализации компонентов в стране и сложностями с реализацией инвестпроектов. Сейчас «КамАЗ-Инжиниринг» выпускает в республике около 2000 грузовиков в год — почти треть всего экспорта концерна. В прошлом году компания начала собирать в Казахстане магистральные тягачи пятого поколения «КамАЗ-54901».
Группа ОМГ (бренд «Урал») поставила в 2021 году в Казахстан 72 сборочных комплекта, в 2022 году планируется поставка еще 113 штук, рассказал газете ее представитель. В случае отмены утильсбора рынок уравняет цены местного автопроизводителя и импорта, а затраты на доставку и сборку машинокомплектов будут по-прежнему включены в себестоимость машин, выпускаемых местными сборочными предприятиями, что скажется на конкурентоспособности, поясняет он. Кроме того, утрата статуса отечественного производителя приведет к блокировке доступа к госзакупкам в Казахстане, указывает собеседник.
АвтоВАЗ считает, что средства от утильсбора помогли бы развивать местный автопром и производство компонентов, а также предотвратить импорт экологически вредных старых машин, объяснил представитель компании «Ведомостям». Казахстан — ключевой экспортный рынок для АвтоВАЗа, отметили в компании. «И мы планируем развивать наше предложение и услуги в этой стране с помощью двух новых местных дистрибьюторов», — сказал представитель автопроизводителя, не раскрывая объемы инвестиций.
Представитель УАЗа (входит в группу «Соллерс» Вадима Швецова) рассказал, что в 2020 году производитель поставил в Казахстан 1004 машинокомплекта, в 2021-м — 1673, доля экспорта в страну увеличилась до 30%. Завод в Кустанае собирает все модели «УАЗа». Машины Группы ГАЗ выпускаются в республике с 2017 года. Сейчас в стране собираются все основные модели коммерческих автомобилей и автобусов «ГАЗа», говорит представитель компании. По его оценке, на «ГАЗ» приходится около 65% в сегменте легких коммерческих машин в Казахстане.
В начале января в Казахстане начались протесты из-за роста цен на автомобильное топливо, впоследствии они переросли в беспорядки. 11 января Токаев поручил передать функции оператора утилизационных платежей, которые выполняла частная компания «Оператор РОП» (ее связывают с одной из дочерей бывшего президента Нурсултана Назарбаева Алией), государственной. Глава государства пояснил, что «у предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется «Оператор РОП». Он также предложил пересмотреть ставки самих сборов. 19 января правительство возложило эти функции на государственную «Жасыл даму», которую возглавила генеральный директор Информационно-аналитического центра охраны окружающей среды Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Жанат Самат.
В ведомстве сообщили, что создана рабочая группа по пересмотру коэффициентов утильсбора, ставки будут утверждены до конца февраля.
Утильсбор в Казахстане взимается с 2016 года. Его размер зависит от базовой ставки и коэффициента, на который она умножается. В этом году базовая ставка в стране составляет 153 150 тенге (27 567 руб.). На легковые автомобили коэффициент составляет от трех (электромобили) до 23 в зависимости от объема двигателя, на грузовики — от семи до 41 в зависимости от полной массы машины, пишет издание.