«Я несу ответственность»: бизнесмены — о конфликте на Украине
Михаил Фридман, совладелец инвесткомпании LetterOne и «Альфа-Групп» (состояние, по оценке российского Forbes, на апрель 2021 года — $15,5 млрд; оценка активов Forbes Real-Time по состоянию на 28 февраля — $11,7 млрд): «Я не делаю политических заявлений, я бизнесмен и несу ответственность перед тысячами сотрудников в России и Украине. Но я уверен, что война никогда не может быть решением. Нынешний кризис будет стоить [множества] жизней и нанесет ущерб обоим народам, которые были братьями на протяжении сотен лет. <...> Я глубоко привязан к украинцам и русским, и, на мой взгляд, нынешний конфликт — это трагедия для обоих народов. Я могу только присоединиться к тем, кто горячо желает конца кровопролития. Я уверен, что мои деловые партнеры разделяют мое мнение» (текст из обращения бизнесмена к сотрудникам лондонского офиса LetterOne).
Алексей Мордашов, совладелец «Северстали», крупнейшего в мире производителя фанеры «Свеза», сети гипермаркетов «Лента» и др. (оценка состояния весной 2021 года — $29,1 млрд, оценка активов Forbes Real-Time на 28 февраля — $26,1 млрд): «То что происходит сейчас на Украине — это трагедия двух братских народов. Ужасно, что гибнут украинцы и русские, люди терпят лишения, разрушается экономика. Надо сделать все необходимое, чтобы выход из этого конфликта был найден в самое ближайшее время и кровопролитие прекратилось, чтобы помочь пострадавшим людям восстановить нормальную жизнь.
Отвечая на вопрос о введении в отношении меня санкций Евросоюза, хочу подчеркнуть, что я далек от политики и всю жизнь создавал экономическую ценность для компаний, в которых я работал в России и за рубежом. Абсолютно не имею никакого отношения к возникновению нынешней геополитической напряженности. Не понимаю, почему в отношении введены санкции.
В течение длительного времени я много занимался развитием экономического, культурного и гуманитарного сотрудничества со странами Европы. Не понимаю, как санкции в отношении меня будут способствовать урегулированию конфликта на Украине».
Олег Тиньков, основатель Тинькофф Банка и Фонда семьи Тиньковых (состояние на апрель 2021-го — $4,7 млрд, по Forbes Real-Time — $1,8 млрд): «Я на себе, дважды почти оказавшись по ту сторону жизни за последние два года, убедился, как хрупка жизнь! И она у нас единственная! Сейчас в Украине погибают невинные люди каждый день, это немыслимо и недопустимо! Государства должны тратить деньги на лечение людей, на исследования победы над раком, а не на войну. Мы против этой войны!» (текст из обращения бизнесмена в Instagram).
Александр Пономаренко, председатель совета директоров Шереметьево (состояние — $2,9 млрд) и давний партнер Аркадия Ротенберга, заявил 1 марта после того, как ЕС включил его санкционный список: «Я надеюсь на скорейшее разрешение возникшего международного кризиса, нормализацию политических и экономических отношений между государствами».
«В обосновании решения Совета ЕС [о включении бизнесмена в санкционный список] указан объект недвижимости в Геленджике, в отношении которого я неоднократно давал комментарии российским и зарубежным СМИ о том, что вышел из данного проекта в 2016 году, не участвовал в его финансировании и с тех пор не имею к нему отношения. Я также даже не знаком с [главой Республики Крым] С.В. Аксеновым и никогда с ним не встречался».
«В силу сложившихся обстоятельств» Пономаренко решил сложить с себя полномочия председателя совета директоров Шереметьево.
Роман Абрамович (состояние — $14,5 млрд; по Forbes Real-Time на 4 марта — $12,4 млрд), владелец ФК «Челси»: «Я хотел бы ответить на слухи, звучавшие в СМИ в последние несколько дней, относительно моего владения ФК «Челси». Как я уже говорил, в своих действиях я всегда руководствовался интересами клуба. Поэтому в текущей ситуации я принял решение продать клуб, так как считаю, что это будет в интересах команды, болельщиков, сотрудников, а также спонсоров и партнеров.
Продажа клуба не будет проводиться в ускоренном режиме, но будет следовать надлежащей процедуре. Я не стану просить погашения каких-либо займов. Для меня здесь всегда главными были не деньги и не бизнес — а истинная любовь к футболу и клубу. Более того, я поручил своей команде создать благотворительный фонд, куда будет направлена вся чистая выручка от продажи. Фонд будет работать на благо всех жертв войны в Украине. Речь про всех пострадавших от конфликта со всех сторон: русских, украинцев, жертв из ДНР и ЛНР. Сюда входит предоставление критично необходимых средств для удовлетворения неотложных потребностей жертв, а также для поддержки долгосрочной работы по восстановлению».
Давид Якобавшвили, бизнесмен (состояние на апрель 2021-го оценивалось в $700 млн). «Я пацифист и занимаюсь благотворительностью. Я уверен, что люди могут договориться. Бизнес и дипломатия всегда побеждали всякие войны. Хотя бы взять Полтавскую битву. Во время нее отряд русских купцов десантировался в Швецию, а шведские купцы приехали в Москву, и стороны нашли общий язык. Как мы в детстве говорили, миру мир!» — заявил он РБК.
Игорь Рыбаков, совладелец группы «Технониколь» (состояние на апрель 2021-го — $2 млрд; Forbes Real-Time — $2,3 млрд): «Еще вчера мне казалось, что это будет жесткая политическая возня, давление и т.д., а сегодня я понимаю, что точка невозврата пройдена и это будет большая история, которая коснется жизни миллионов людей. Это грустно» (заявление бизнесмена в YouTube-канале).
Совет директоров ПАО «Лукойл»: «Совет директоров ПАО «Лукойл«выражает свою озабоченность по поводу продолжающихся трагических событий на Украине и глубочайшее сочувствие всем, кого коснулась эта трагедия. Мы выступаем за скорейшее прекращение вооруженного конфликта и всецело поддерживаем его разрешение путем переговорного процесса, дипломатическими средствами».