Депутат «Единой России» допустил национализацию доли Exxon в «Сахалине-1»
Депутат Госдумы от Сахалинской области Георгий Карлов (партия «Единая Россия») рассказал РБК о сценариях, при которых нефтегазовый проект «Сахалин-1» может продолжить работу после ухода его американского акционера ExxonMobil. Для этого ExxonMobil должен продать свою долю одному из действующих акционеров (или их группе) либо третьей компании, которую одобрит правительство России, в соответствии с правилами выхода иностранного инвестора из российских проектов. «Возможно, в соответствии с этими правилами эта доля будет национализирована российским правительством в пользу государства», — сказал он.
ExxonMobil принадлежит 30% «Сахалин-1», а ее «дочка» Exxon Neftegas Limited — оператору проекта. 2 марта компания заявила о планах выйти из этого проекта в ответ на специальную военную операцию России на Украине. «Компания поддерживает народ Украины в его стремлении защитить свою свободу и определить свое будущее как нации. Мы осуждаем военные действия России, которые нарушают территориальную целостность Украины и подвергают опасности ее народ», — говорилось в ее заявлении.
Представитель Exxon в России отказался комментировать предложения депутата. Он лишь отметил, что позиция компании содержится в уже опубликованном официальном сообщении. Там говорилось, что американский инвестор начинает процесс прекращения деятельности и разрабатывает шаги по выходу из проекта.
РБК направил запросы в пресс-службу правительства, администрацию Сахалинской области, Минэнерго и представителю вице-премьера Александра Новака (курирует топливно-энергетический комплекс).
«Сахалин-1» реализуется в рамках соглашения о разделе продукции с 1996 года. Он включает три месторождения на Сахалине (Чайво, Одопту и Аркутун-Даги) с потенциальными извлекаемыми запасами в 307 млн т нефти и 485 млрд куб. м газа. «Дочка» Exxon управляет проектом от имени международного консорциума японских, индийских и российских компаний (у японской Sodeco 30%, у индийской ONGC и «Роснефти» — по 20%). В конце сентября 2021 года оператор проекта Exxon Neftegas Limited сообщал, что планирует инвестировать в «Сахалин-1» $5 млрд в течение пяти лет.
Карлов уверен, что в случае, если Exxon Neftegas перестанет быть оператором проекта, это не будет для «Сахалина-1» фатальным. «Проект не может работать без оператора, который осуществляет бизнес-управление им. Оператором может стать любой из участников данного консорциума либо другая российская компания с опытом управления подобного рода проектами», — считает он. Депутат полагает, что решение должно быть принято в короткие сроки, что позволит проекту не останавливаться и продолжить свою эффективную работу приносить прибыль акционерам и поступления в бюджеты Сахалинской области и России.
Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев еще 26 февраля не исключил национализацию имущества компаний с регистрацией в США или Европе. По его словам, на западные санкции против России надо «отвечать вполне симметрично». «Арестом средств иностранцев и иностранных компаний в России по страновому принципу. А может — и национализацией имущества тех лиц, которые имеют регистрацию в недружественных юрисдикциях», — отметил он.
1 марта премьер Михаил Мишустин сообщил на совещании по поддержке экономики на фоне санкций, что власти введут временные ограничения на выход зарубежных инвесторов из российских активов. Проект соответствующего указа президента подготовлен, добавил он. Но предложение о возможной национализации западных активов в качестве ответа на антироссийские санкции в Кремле не рассматривают, заявил после этого пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Президент России Владимир Путин объявил о спецоперации на Украине рано утром 24 февраля. Ее целью он назвал защиту жителей Донбасса от «геноцида киевский властей». По его словам, Россия также будет стремиться к «денацификации Украины».