Каждый 50-й россиянин занимается йогой
В позе лотоса
Исследование предпочтений россиян TNS Marketing Index (каждые полгода анкетируются более 60 млн человек старше 16 лет в городах с населением более 100 тыс. человек) показало, что во втором полугодии 2014-го хотя бы раз посетили занятия йогой 1,37 млн взрослых россиян. Это, по мнению TNS, соответствует 2,3% взрослого населения страны. Для сравнения, в первом полугодии 2014-го этот показатель находился на уровне 2%.
«Рост не очень сильный, но все равно заметный, учитывая, что в начале 2014-го спрос на занятия йогой упал по сравнению с 2013-м», — уточняет представитель TNS Светлана Гребенникова (см. график).
По итогам июля—декабря прошлого года йога оказалась на 12-м месте среди самых популярных у россиян видов спорта (см. график).
По данным собственного исследования специализированного издания Yoga Journal, в 2014 году расходы россиян на занятия достигли 41 млрд руб., при этом цифра не включает в себя траты на одежду или аксессуары. Как уточнила директор по маркетингу Yoga Journal Екатерина Батаева, они опросили более 1 тыс. человек о том, сколько они тратят на занятия йогой и насколько часто посещают классы.
По оценке аналитиков Barclays, американцы тратят на йогу около $27 млрд в год, а вся спортивная индустрия к 2020-му увеличится в стране до $100 млрд. Как сообщала Huffington Post, в 2013-м йогу практиковали более 20 млн американцев, 83% из которых — женщины. Мода на занятия возникла в США в конце 1960-х, в эпоху хиппи, на волне интереса к восточной культуре, отмечало издание.
В СССР организованные занятия йогой появились во время перестройки: в 1989-м при Всесоюзном НИИ физкультуры Госкомспорта СССР был образован «Научно-практический центр нетрадиционных методов оздоровления», изучавший в том числе эффективность йоги. В этом же году на базе МГУ при поддержке Минздрава и Госкомспорта прошла Первая всесоюзная конференция по йоге, на которой была учреждена Всесоюзная ассоциация йоги.
Но по-настоящему популярной и массовой йога в России стала лишь в 2000-х годах, превратившись в прибыльный бизнес. В Москве занятие в группе с инструктором стоит в среднем 600 руб., индивидуальное занятие — 2 тыс. руб., добавляет Батаева.
Источник: опрос Yoga Journal Russia
Крыши и гамаки
Крупнейшие сети йоги в России — это студии «Йога Практика» и центры «Федерация Йоги», но в целом йога — несетевой бизнес, говорит Батаева. В студиях занимаются примерно 60% всех практикующих, около 16% ходят на занятия в фитнес-клубы, остальные практикуют дома или по видеоурокам, считает она.
Самые популярные стили — хатха-йога (59%), айенгара (37%), и аштанга-виньяса (16%), свидетельствуют данные Yoga Journal. При этом 64% практикующих задумывались о том, чтобы стать преподавателями йоги, 20% — вегетарианцы, 64% имеют высшее образование, а 74% располагают средним доходом и выше среднего. В среднем русский йог проводит в год 82 минуты вниз головой.
Йога в России в цифрах
64% практикующих йогу думали о том, чтобы стать преподавателями йоги;
50% практикующих не только выполняют физическую практику, но и медитируют;
20% — вегетарианцы;
84% практикующих йогу — женщины;
в среднем 82 минуты в год русский йог проводит вниз головой;
у 64% занимающихся йогой есть высшее образование;
74% имеют средний доход либо выше среднего.
Клиенты йога-классов — это умеренно обеспеченные, социально защищенные люди, в основном женщины 35–45 лет или мужчины 30–50 лет, говорит представитель «Йога Практики» Мария Иванова.
Директор по развитию Fitness Holding (16 фитнес-клубов по России) Петр Бешко отмечает, что спрос на йогу ажиотажный, особенно в столице. «Начиная с середины 2014-го посетители начали чаще посещать фитнес-клубы, в некоторых точках трафик вырос в два-три раза, в том числе за счет классов йоги. Именно поэтому для новых проектов 2015 года мы выбрали йогу и пилатес: йога на крышах Дома Наркомфина и дизайн-завода «Флакон» очень хорошо продается», — говорит он.
Иванова из «Йога Практики» подтвердила, что посещаемость центров в 2014-м выросла: в целом по году на 10%, а осенью — на 15%. «Сейчас очевидного падения нет, но люди оплачивают более дешевые классы или реже приходят», — уточнила она.
Интерес к йоге действительно вырос, но на посещаемости, по крайней мере в 2015-м, это никак не сказалось: люди предпочитают экономить, возражает владелица йога-студии «Эра Водолея» Арина Голякова.
Фитнес-менеджер клуба X-Fit на Нагатинской Лия Ржевцева говорит, что спрос на занятия йогой вырос до уровня, когда всех желающих зал просто не может вместить. «Очень популярна йога в гамаке — это и небольшой экстрим, и выброс отрицательной энергии, и что-то новое, что позволяет отвлечься от повседневности. К тому же приток кислорода, который посетители получают, просто распрямив плечи и «выстроив» позвоночник, всегда улучшает настроение. Они становятся спокойнее, у них улучшается самочувствие», — поясняет Ржевская.