Аналитики зафиксировали рост пессимизма у российского бизнеса
Российский бизнес ожидает ухудшения финансового положения в будущем, выяснили сотрудники аналитического центра НАФИ по результатам проведенного в сентябре опроса (результаты поступили в РБК). Ухудшения финансового положения компании ожидают 17% опрошенных (из них значительного ухудшения — 5%), в августе 2015 года таких было только 8% (из них значительного ухудшения ждали 3%). Никаких перемен не ожидают около трети опрошенных (30%), двумя годами ранее их доля составляла только 18%.
Одновременно с 45 до 36% за тот же период сократилась доля тех, кто ожидает небольшого либо значительного улучшения ситуации.
Но в декабре 2014 года пессимистов также было больше, чем в августе следующего года, — 15%. С другой стороны, по сравнению с декабрем 2014 года доля тех, кто не ожидает никаких перемен, выросла ровно в три раза.
В то же время сокращается число бизнесменов, негативно оценивающих текущее финансовое положение своей компании. В сентябре 2015 года об «очень плохом» положении заявили 13%, о «плохом» — 12%, спустя два года таковых стало 5 и 11% соответственно. Доля тех, кто называет текущее финансовое положение компании «хорошим», выросло за тот же период с 21 до 34%, «очень хорошим» — сократилось с 7 до 6%.
«Пессимизм российских предпринимателей достиг уровня декабря 2014 года, когда кризис вступил в активную фазу. Это факт подтверждает, что российская экономика по-прежнему в рецессии, выход из которой не будет таким стремительным, как ожидалось ранее», — прокомментировала результаты исследования руководитель направления корпоративных исследований аналитического центра Ольга Стасевич. По ее словам, в прошлом году рост оптимизма был обусловлен мерами господдержки бизнеса, однако они не смогли «коренным образом переломить ситуацию».
Самый высокий уровень негативных ожиданий аналитики зафиксировали в строительном и обрабатывающем секторах, добавила Стасевич. Упал спрос со стороны b2c- и b2b-клиентов, налоговая нагрузка возросла, увеличилось количество неналоговых платежей, возросли «кассовые разрывы». Также бизнес терял деньги из-за отзыва лицензий у банков и ужесточения законодательства по борьбе с отмыванием доходов, отметила она.
«Существующий кризис обнажил фундаментальные проблемы: пассивность российского «предпринимательского класса», нежелание развивать и масштабировать бизнес, повышая таким образом свою конкурентоспособность», — добавила она.
В середине ноября специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования зафиксировали рост количества банкротств в России, в третьем квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года их стало на 12,4% больше. Причинами разорения эксперты назвали слабый потребительский спрос и медленное снижение ключевой ставки.