ФСИН объяснила резкий рост вырубки леса заключенными
Рост объема лесозаготовок исправительными учреждениями, на что указывают результаты исследования государственной организации «Рослесинфорг», связан с увеличением освоения площади лесных участков в целях дополнительного привлечения осужденных к труду, следует из заявления Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН), поступившего в РБК.
В сообщении уточняется, что древесина, которую заготавливают осужденные на лесных участках, направляется для дальнейшей переработки на собственные деревообразующие участки.
«В дальнейшем пиломатериалы и другие изделия из дерева реализуются организациям различных организационно-правовых форм, включая коммерческие предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории России», — добавили там.
Согласно результатам исследования «Рослесинфорга», в 2021 году исправительные учреждения ФСИН увеличили вырубку леса на 22,7%, до 1,85 млн куб. м, что позволило им приблизиться к показателям крупнейших лесопромышленных холдингов. При том, что в 2020 году этот объем снизился на 7,4%, до 1,508 млн куб. м. Сейчас в России лесозаготовкой занимаются подразделения ФСИН в Красноярском крае, Иркутской и Архангельской областях.
Заключенные учреждений ФСИН наряду с заготовкой леса ведут активную работу по лесопилению, шпалопилению, производству древесного угля, брикетов, пеллет и технологической щепы.
При этом, как отмечается в исследовании, сбыт продукции учреждений осуществляется как в виде пиломатериала, так и в виде готовых изделий: бань, заборов, столов и прочих мелких столярных изделий. Производят заключенные достаточно широкий ассортимент товаров: от дров до сувениров тонкой работы.
Весной 2021 года директор ФСИН Александр Калашников предложил активнее привлекать заключенных к тем работам, на которых сейчас заняты трудовые мигранты. По его словам, заключенных можно было бы привлекать к работе в лесном хозяйстве, на производстве и везде, где требуется больше работников.
В частности, ФСИН прорабатывала вопрос о привлечении осужденных к работам по очистке Арктики. Минстрой в свою очередь обсуждал с ФСИН возможность привлечения заключенных для работы на стройках, в первую очередь на больших инфраструктурных объектах.
Кто больше всего вырубает леса в России
По итогам прошлого года крупнейшим лесозаготовителем в России стала Segezha Group, подконтрольная АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Ей удалось этого добиться за счет приобретения новых активов, после чего в общий объем заготовки предприятиями компании в 2021 году составил 14,5 млн куб. м. В итоге Segezha Group за последние три года (2019–2021) увеличила вырубку леса в 2,6 раза — с 5,596 млн куб. м.
Также Segezha Group принадлежат 43,8% акций «ЛХК «Кареллеспром» с объемом заготовки еще 1 млн куб. м.
Это позволило компании опередить многолетнего лидера рынка — группу «Илим», принадлежащую Захару Смушкину, братьям Борису и Михаилу Зингаревичам и американской International Paper: в прошлом году ее объем заготовок составил 12,29 млн куб. м, говорится в исследовании.
Помимо Segezha Group и «Илим» крупнейшими заготовителями леса в России являются компании «Титан» (партнер и генеральный поставщик сырья для Архангельского ЦБК) и Устьянский лесопромышленный комплекс Владимира Буторина (УЛК; тоже работает в Архангельской области). Группа «Илим» за 2021 год увеличила производство на 0,9% (до 14,5 млн куб. м), «Титан» — на 6,5% (до 4,285 млн куб. м), УЛК — на 15,7% (до 3,7 млн куб. м).
Помимо крупных холдингов и ФСИН активно вырубают лес и обычные граждане — для строительства и отопления жилья. В 2021 году они срубили 11,4 млн куб. м, что на 8,2% меньше, чем было годом ранее. Снижение наблюдается второй год подряд — в 2019 году физлицам выделено на отопление и строительство 14,1 млн куб. м. При этом доля дров в объеме заготовки гражданами выросла — с 48,8% в 2020 году до 50,2% в 2021 году.
Объемы рынка
В 2021 году в России в общей сложности было заготовлено 224,945 млн куб. м древесины, что на 3,7% выше уровня 2020 года. На десятку лидеров с объемом более 1,5 млн куб. м пришлось 28,6% от всех заготовок древесины. По данным «Рослесинфорга», несмотря на укрупнение ключевых игроков, пока не прослеживается монополизация рынка в области лесозаготовок — весь массовый бизнес приходится на средние и мелкие предприятия.