Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

«Татнефть» купила у финской Neste сеть из 75 АЗС и терминал в Петербурге

Финская компания Neste решила продать свою сеть заправок в России «Татнефти». Она уходит с российского рынка на фоне падения маржинальности этого бизнеса
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Финская компания Neste договорилась о продаже своего розничного топливного бизнеса компании «Татнефть». Сообщения о сделке размещены на сайте российской и финской компаний. В России Neste принадлежали 75 автозаправочных станций и терминал в Санкт-Петербурге.

Завершение продажи должно быть одобрено российскими антимонопольными органами. Компании ожидают, что это произойдет к концу 2019 года.

В соответствии с отдельным соглашением между компаниями после купли-продажи рознично-сбытовая сеть будет продолжать функционировать под брендом Neste до пяти лет. Стоимость сделки стороны не раскрывают.

Президент и главный исполнительный директор Neste Питер Ванакер объяснил решение продать бизнес стремлением сосредоточиться на стратегических целях компании, а именно на планах стать «мировым лидером в области решений по возобновляемым источникам энергии и экономике замкнутого цикла».

Сети АЗС на Дальнем Востоке заявили о нелогичном росте цен на бензин
Бизнес
Фото:Александр Кряжев / РИА Новости

В Neste также отметили, что намерены сосредоточиться на развитии собственного бизнеса в Финляндии и в странах Балтии, где у компании более 1 тыс. АЗС и есть планы по поставкам возобновляемого дизельного топлива с собственных нефтеперерабатывающих заводов.

Сеть АЗС «Татнефти» входит в пятерку крупнейших российских сетей с более чем 600 собственными автозаправочными станциями.

Вице-президент Российского топливного союза и гендиректор Уфаойл Ринат Фаттахов оценил стоимость каждой проданной «Татнефти» АЗС финской компании в сумму от 150 млн руб., а общую стоимость сделки — в 11 млрд руб. «Neste, видимо, перестала видеть перспективы развития на российском рынке. А «Татнефть» получила возможность расширения сбыта бензина собственного производства: она увеличила его выпуск после модернизации «ТАНЕКО», — полагает эксперт. Он также указывает, что покупателю в будущем предстоит вложиться в ребрендинг сети.

Neste уходит с российского рынка на фоне падения маржинальности розничного бизнеса из-за изменения коньюнктуры и заморозки цен на топливо. Особенно тяжелой была ситуация летом прошлого года, когда правительство заморозило розничные цены, но не оптовые и в некоторых регионах владельцам АЗС пришлось работать в убыток. Глава Независимого топливного союза Павел Баженов тогда предупредил правительство о будущем банкротстве компаний и предложил государству выкупить этот бизнес у заправщиков.

Осенью прошлого года ситуация выровнялась: правительство стало регулировать и оптовые цены, и зимой—весной маржа у владельцев АЗС доходила до 25%. Этим летом маржинальность бизнеса снова упала, в некоторых случаях владельцы заправок работают «в ноль». По мнению аналитиков, такое падение доходности — ежегодный сезонный фактор, но владельцы независимых сетей АЗС написали первому вице-премьеру Антону Силуанову, что весь топливный бизнес в России попал «в регуляторные тиски», находится в кризисе и обречен на деградацию.

Медведев пообещал наказание «заигравшимся» с ценами на топливо нефтяникам
Общество

В ноябре 2018 года правительство России заключило с крупными нефтяными компаниями соглашения о заморозке цен на бензин и дизтопливо на заправках до конца года из-за резкого скачка цен на бензин и дизельное топливо.

В соответствии с этими соглашениями с начала 2019 года компании могли увеличивать цены на АЗС лишь на 1,7% из-за роста НДС с 18 до 20%, а с 1 февраля в пределах инфляции — на 4,7–5,2% на конец года (прогноз ЦБ). В конце марта 2019 года правительство и нефтяники продлили соглашения еще на три месяца, до 1 июля, после чего соглашение продлять не стали, на словах договорившись о росте цен на бензин не выше инфляции.

С января 2019 года правительство также должно было компенсировать крупнейшим компаниям 60% потенциальной недополученной прибыли: нефтяники жаловались, что поставлять нефтепродукты на внутренний рынок при текущих ценах на экспорт им невыгодно.

Однако в первом квартале 2019 года демпфер сработал неправильно: вместо субсидий нефтяникам пришлось самим доплатить в бюджет. Теперь правительство планирует изменить формулу расчета демпфера, увеличив субсидии нефтяникам.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Нефть"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Адмирал НАТО заявил о разработке в Европе устаревшего вооруженияПолитика, 00:43
«Ъ» узнал о военном опыте обвиненной в терроризме наемницы из ДанииПолитика, 00:43
Львова-Белова рассказала о двух вернувшихся семьях в Россию из СирииПолитика, 00:23
В Москве водитель Lexus погиб при выставлении знака аварийной остановкиГород, 00:09
Эксперты допустили сжатие прибыли банков из-за проблемных кредитовФинансы, 00:05
«Матч ТВ» купил права на эксклюзивный показ UFC в РоссииТехнологии и медиа, 00:05
В зоне военной операции погиб гранатометчик из Пермского краяПолитика, 26 дек, 23:45
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
В Казахстане рассказали о взрыве баллона в Embraer перед его падениемОбщество, 26 дек, 23:22
В Краснодарский край привезли установку для откачки мазутаОбщество, 26 дек, 22:54
В работе ChatGPT произошел глобальный сбойТехнологии и медиа, 26 дек, 22:46
Украинские пограничники нашли уклонистов в траурном кортежеПолитика, 26 дек, 22:34
Зеленский поблагодарил Вучича за помощь Сербии УкраинеПолитика, 26 дек, 22:33
Путин исключил продление контракта по газу через Украину до конца годаЭкономика, 26 дек, 22:28
Посольство Ирана назвало дату визита Пезешкиана в МосквуПолитика, 26 дек, 22:26