Поставки самолета «Байкал» сдвинут на 2026 год
Первые поставки самолетов «Байкал» (ЛМС-901) авиакомпаниям сдвигаются с 2025 на 2026 год. Об этом журналистам в кулуарах ВЭФ сообщил первый вице-премьер Денис Мантуров.
«В 2022 году жизнь изменилась, и можно рассчитывать теперь только на российский двигатель ВК-800, российский винт, который будет готов с сертификацией к концу 2025 года. А 2026 год — это уже сертификация непосредственно на самолете и начало поставки авиакомпаниям, которые подтвердили готовность в приобретении этого судна», — рассказал он. В 2019 году, когда проводился конкурс на отбор этого проекта, Минпромторг рассчитывал на использование в самолете иностранных двигателя и винта, добавил вице-премьер.
Источник РБК, знакомый с ситуацией, также рассказал, что о сдвиге поставок «Байкалов» Минпромторг доложил президенту Владимиру Путину на совещании по вопросам развития инфраструктуры Дальневосточного федерального округа, которое состоялось 4 сентября.
Как следует из стенограммы с публичной части совещания, оно началось со слов Владимира Путина о том, что стране нужен региональный самолет. «Юрий Петрович Трутнев (вице-премьер. — РБК) докладывал, да и я, собственно, знаю из других источников: мы откладываем и откладываем все вправо и вправо строительство и появление этого регионального, так нужного нам самолета», — сказал президент.
Согласно утвержденному в феврале 2023 года инвестпроекту по поставке новой авиатехники для единой дальневосточной авиакомпании «Аврора», перевозчик должен был получить в том числе десять «Байкалов»: первые пять — в 2025 году и еще пять — в 2026-м. Также инвестпроект предполагал поставку Superjet New и вертолетов Ми-171А2/171А3. Общий размер капитальных вложений оценивался в 55,1 млрд руб. Кроме этого, в рамках ВЭФ ГТЛК и «Аврора» договорились о предварительной поставке 95 «Байкалов» в 2026–2030 годах.
В мае этого года сроки поставок региональных самолетов для авиакомпаний уже корректировались: первые поставки ЛМС-901 перенесли с 2024 года на 2025 год, а общий объем госпрограммы поставки до 2030 года сократили до 139 самолетов, следует из обновленной комплексной программы развития авиационной отрасли.
Как сообщил РБК представитель Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, производитель «Байкала») производство самолета уже запущено, а финансирование производства по заключенным контрактам обеспечено. «Завод ведет разработку отечественного двигателя ВК-800 и воздушного винта для «Байкала» во исполнение поручений об импортозамещении», — добавил он.
Представитель министра промышленности Антона Алиханова отказался от комментариев.
Чем известен «Байкал»
ЛМС-901 «Байкал» — легкий многоцелевой самолет, предназначенный для использования на местных воздушных линиях, а также для выполнения широкого спектра авиационных работ. Оснащен одним турбовинтовым двигателем. Самолет рассчитан на перевозку до девяти пассажиров или до 2 т груза на дальность 1,5–3 тыс. км, может эксплуатироваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах, предусмотрена возможность использования лыжного или поплавкового шасси. Планировалось, что «Байкалы» заменят в нише легких многоцелевых самолетов устаревшие Ан-2.