«Россия» не нашла претендентов на поставку ей трех Superjet
Авиакомпании «Россия» не удалось найти претендентов на поставку ей первых трех авиалайнеров Sukhoi Superjet (SSJ): 12 октября она объявила тендер на закупку двух таких самолетов, а 14 октября — еще на один. Но в обоих случаях конкурсы были признаны не состоявшимися из-за отсутствия заявок, говорится в протоколах по итогам двух тендеров (первый протокол был подписан 30 октября, а второй — 3 ноября).
Компания планировала взять новые самолеты в операционный лизинг на 12 лет, а поставки должны были состояться уже в ноябре—декабре 2020 года. Стоимость лизинга на этот срок, включая техобслуживание, для одного SSJ оценивалась в 3,256 млрд руб.
Сделка не состоялась из-за недостаточного обеспечения по этому заказу, сказали РБК источники в двух крупных лизинговых компаниях. По словам одного из них, потенциального лизингодателя мог не устроить риск на авиакомпанию «Россия» — без поручительства или гарантии головной компании группы — «Аэрофлота». Это подтвердили два источника, близкие к разным сторонам переговоров.
«Возможно, сейчас между лизингодателями и «Аэрофлотом» идет поиск новых решений, предусматривающих усиление обеспеченности сделки посредством привлечения гарантии «Аэрофлотом» или переформатирование сделки в лизинг на головную компанию, а далее — сублизинг на авиакомпанию «Россия», — добавил один из источников РБК.
Представитель авиакомпании «Россия» не стал комментировать причины срыва сделки. РБК направил запрос в пресс-службы «Аэрофлота» и производителя SSJ — корпорацию «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, подконтрольную «Ростеху»).
Источник РБК в одной из крупнейших лизинговых компаний ранее говорил, что сделку профинансирует «ПСБ Лизинг» («дочка» Промсвязьбанка), которая должна приобрести всего 59 невостребованных лайнеров SSJ. Предполагалось, что «ПСБ Лизинг» купит эти самолеты примерно за 140 млрд руб. за счет кредита Промсвязьбанка, президент Владимир Путин еще в мае одобрил предоставление госгарантий на закупку этих самолетов у производителя в течение двух лет в рамках новой программы поддержки лизинга российских самолетов. Представитель «ПСБ Лизинг» отказался от комментариев, но ранее в пресс-службе компании говорили РБК, что «в настоящий момент» она не планирует принимать участие в тендере «России».
Представитель авиакомпании «Россия» отметил, что в рамках реализации обновленной стратегии по трансформации флота планируется масштабное расширение парка преимущественно лайнерами российского производства. По его словам, несмотря на отсутствие заявок на первом тендере, авиакомпания собирается до конца 2020 года ввести в эксплуатацию до десяти самолетов Superjet, которые будут базироваться в Шереметьево. «В рамках этого авиакомпания уже приняла на работу семь первых экипажей», — добавил он.
Переход авиакомпании «Россия» на самолеты российского производства предусмотрен новой стратегией группы «Аэрофлот», принятой летом. Она предполагает, что к 2028 году у «России» будет 250 самолетов, из них 235 — российского производства, говорил глава «Аэрофлота» Виталий Савельев на встрече с премьером Михаилом Мишустиным в июле. Сейчас у «России» 58 самолетов, из них большинство — Airbus (319, 320) и Boeing (747, 777, 737). «России» также будут переданы все лайнеры одноименной авиакомпании («Аэрофлот») российского производства, включая Superjet (сейчас у «Аэрофлота» 54 таких самолета), то есть она будет получать не только новые самолеты от производителя.
Помимо российских самолетов «Россия» вместо «Аэрофлота» займется социальными направлениями, в том числе с «плоскими тарифами», которые применяются на рейсах на Дальний Восток, в Калининград и Крым. До одобрения новой стратегии группы «Россия» больше занималась зарубежными маршрутами, включая туристические и чартерные (Бангкок, Анталья, Тель-Авив). Компания выполняет перевозки совместно с туроператором «Библио-Глобус».