Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Росжелдор предложил легализовать частные железные дороги для пассажиров

Росжелдор считает необходимым легализовать пассажирские перевозки на частных ж/д
Росжелдор попросил Минтранс легализовать пассажирские перевозки на частных железных дорогах. В регионах России они пользуются популярностью: зачастую это единственный способ добраться до нужного населенного пункта
Фото: Виктор Клюшкин / ТАСС
Фото: Виктор Клюшкин / ТАСС

Общественный совет Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) обратился к Минтрансу с предложением рассмотреть вопрос о статусе пассажирских перевозок на железнодорожных путях необщего пользования. Об этом говорится в письме замминистру транспорта Валентину Иванову (есть в распоряжении РБК).

Росжелдор считает необходимым легализовать транспортировку пассажиров на частных железных дорогах из-за высокого спроса на их использование среди жителей отдаленных точек России, сообщил РБК Александр Маняхин, исполнительный директор ассоциации «Промжелдортранс» (объединяет 85% всех владельцев путей необщего пользования). Он отметил, что этот вопрос уже поднимался в Минтрансе.

РБК обратился за комментарием в министерство.

Зачем нужна легализация частных железных дорог

Собственниками путей необщего пользования выступают, как правило, различные промышленные предприятия: они используются, например, при доставке сотрудников до места работы. Организации, эксплуатирующие пути промышленного железнодорожного транспорта, — это, по сути, посредники между РЖД и конечным потребителем, поясняет Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров. «Грубо говоря, такие компании «сели» на эти пути, пролегающие от станции РЖД к заводу, и ведут себя как маленький монополист», — говорит эксперт.

Помимо путей необщего пользования, перевозку пассажиров осуществляют узкоколейные железные дороги, размещенные в лесной местности. Сейчас они также используются незаконно, хотя на такой транспорт можно купить билеты. По словам Янкова, эту деятельность остановить невозможно. «В глуши есть достаточно населенных пунктов, где узкоколейка — единственная связь с внешним миром», — объясняет он.

РЖД предложили автоконцернам доставлять машины по железной дороге
Бизнес
Фото:Виталий Аньков / РИА Новости

В письме Росжелдора к Минтрансу сообщается, что урегулирование вопроса с незаконным использованием путей необщего пользования для перевозки пассажиров призвано решить «острую проблему транспортной доступности» моногородов, наукоградов, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), крупнейших агломераций и развивающихся территорий.

По состоянию на 2022 год 38 российских муниципалитетов носят статус ЗАТО. Хотя численность населения в них часто сопоставима с деревней, они считаются городскими округами. Градообразующими предприятиями 23 ЗАТО являются объекты Минобороны (14 из них обеспечивают функционирование Ракетных войск специального назначения, семь — Военно-морского флота, два — Военно-космических сил), десять — «Росатома» (производят ядерное топливо и оружие), три — «Роскосмоса» (космодром Восточный, Центр подготовки космонавтов им. Гагарина и завод «Звезда»).

Янков приводит пример: к одному из ЗАТО «Росатома» — Железногорску в Красноярском крае — ведет частная дорога от станции Базаиха, и она принадлежит «Атомспецтрансу», «дочке» госкорпорации. Сделать пассажирское движение здесь общедоступным также невозможно.

РБК направил запрос в пресс-службу «Росатома».

Как должна быть реализована легализация

Необходимо сделать перевозку пассажиров на частных и узкоколейных железных дорогах законной, утверждает Янков. Причем сразу распространять технические требования, применимые к путям общего пользования, не следует. Речь идет, например, о размещении кондиционеров в вагонах и прочих условиях комфорта, которые оправданы при реализации массовых перевозок. Если владельцев частных и узкоколейных дорог обязать выполнить эти требования, движение остановится.

«Для начала нужно разработать «облегченные» технические требования и обеспечить финансирование. Что самое главное, если ввести пассажирские перевозки на путях необщего пользования в правовое поле, то субъекты федерации смогут осуществлять дотации так же, как они дотируют обычные пригородные пассажирские компании, которые работают на сети РЖД», — считает Янков. Каждый субъект утверждает комплексный план транспортного обслуживания населения без учета путей необщего пользования и узкоколейных дорог, поэтому власти не могут обеспечить финансирование этих объектов.

Грузовые железнодорожные тарифы вырастут на 7,6%
Бизнес
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

«В будущем перевозки требуют дотаций, но эти дотации должны быть легальны на тех же основаниях, что дотации получают местные перевозчики», — резюмировал Янков.

Предложение Росжелдора поддерживает и первый вице-президент Центра экономики инфраструктуры Максим Фадеев: «Если есть инфраструктура, есть свободные пропускные способности и есть спрос на пассажирские перевозки, который можно с помощью этой инфраструктуры удовлетворить, экономически целесообразно организовать пассажирские перевозки по этой инфраструктуре, сняв формальные запреты».

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 27 декабря
EUR ЦБ: 91,21 (-0,68)
Инвестиции, 26 дек, 17:59
Курс доллара на 27 декабря
USD ЦБ: 77,69 (-0,19)
Инвестиции, 26 дек, 17:59
В Италии раскрыли финансирование ХАМАС под видом благотворительных сборов Политика, 21:32
На электросамокаты предложили распространить балльную оценку локализации Политика, 21:25
«Вулверхэмптон» показал худший в истории АПЛ результат после 18 туров Спорт, 21:20
Трамп потребовал «опозорить» демократов публикацией файлов Эпштейна Политика, 21:09
Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос в развитии компании — поиск смысла» РБК и Сбер, 21:07
Путин заявил о «сведении к нулю» интереса России к выводу ВСУ из Донбасса Политика, 20:54
Функциональность и осмысленность: что такое новая загородная роскошь РБК и Папушево Парк, 20:50
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Герасимов доложил Путину о наступлении в Днепропетровской области Политика, 20:45
Российские военные заняли Родинское и Степногорск в ДНР и Запорожье Политика, 20:32
Путин заслушал доклад на пункте управления объединенной группировки войск Политика, 20:31
Будущее с поставкой: зачем инвестору фьючерсы на акции #всенабиржу!, 20:30
Аэропорт Чебоксар приостановил прием и отправку рейсов Политика, 20:17
Соболенко подарила сопернику российские конфеты перед «Битвой полов» Спорт, 20:16
Путину доложили о взятии Димитрова и Гуляйполя Политика, 20:12