ВТБ купит поставщиков судового оборудования для интеграции в ОСК
ВТБ приобретет поставщиков судового комплектующего оборудования для их интеграции в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), рассказал 4 декабря на встрече с журналистами на форуме «Россия зовет!» президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. «Мы планируем делать вертикальную интеграцию поставщиков разного рода оборудования. У нас есть список из примерно 30 предприятий, это будет зависеть от финансовых возможностей», — отметил он.
Костин добавил, что в России есть еще одна верфь, приобретение которой банком возможно. Ее название и статус переговоров по ней топ-менеджер не уточнил.
ОСК перешла во временное управление банка ВТБ по решению правительства в августе 2023 года. Ранее корпорация подчинялась напрямую Минпромторгу. Поводом для введения внешнего управления стали финансовые проблемы корпорации, заключение контрактов по убыточным ценам, о чем говорили президент Владимир Путин и Андрей Костин.
Источник РБК, близкий к Минпромторгу, говорит, что ВТБ в том числе рассматривает активы в области навигационных систем, пропульсии и изготовления судовых интерьеров. «Ведутся переговоры о вхождении ОСК в уставный капитал разных компаний через приобретение их долей», — отметил он.
Источник на одном из предприятий отрасли считает, что подход руководства ВТБ к отрасли «даже амбициознее, чем был у «Роснефти», которая несколько лет назад консолидировала вокруг верфи «Звезда» проектные бюро («Айсберг», «Лазурит») и построила рядом с ней Приморский металлургический завод.
Другой источник, близкий к судостроительным заводам Санкт-Петербурга, считает, что ОСК необходимо консолидировать производство оборудования непосредственно рядом с верфями, чтобы облегчить логистику, что, по его мнению, сложнее, чем консолидировать финансовые потоки.
В ноябре стало известно о предстоящих переговорах ВТБ и «Роснефти» по покупке завода «Звезда» вместе с Приморским судостроительным заводом в приморском Большом Камне. Предстоящая сделка согласована Владимиром Путиным, говорят источники РБК в отрасли. Номинальная стоимость самого современного в России судостроительного завода вместе со смежными активами составляет 250 млрд руб.
В декабре в интервью Reuters Андрей Костин говорил, что общий объем инвестиций в модернизацию верфей Санкт-Петербурга и развитие судостроения на Дальнем Востоке на ближайшие пять—шесть лет оценивается банком в 500–750 млрд руб. Средства будут направлены из прибыли банка через механизм дивидендов, которые сейчас поступают на счета Росимущества и Агентства по страхованию вкладов.
Еще около 1 трлн руб. потребуется для покрытия дефицита средств ОСК, выявленного по итогам аудита Минфина, о чем Костин говорил на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре.
Читайте РБК в Telegram.