Какие российские бизнесмены «богатеют», несмотря на кризис
Состояние большинства российских миллиардеров стремительно сокращается: в день начала боевых действий на Украине богатейшие люди страны недосчитались более $38 млрд. Рекордный обвал фондового рынка, жесткие санкции против российской экономики и отдельных миллиардеров усугубили ситуацию. Олег Дерипаска спрогнозировал «жесточайший» кризис минимум на три года.
Но в России нашлись миллиардеры, которые не только сохранили капитал, но и смогли приумножить его — по крайней мере, согласно оценке Forbes. РБК публикует их список.
Как мы считали
Расчеты РБК основаны на данных мирового рейтинга миллиардеров, который в реальном времени ведет Forbes. Доли в публичных компаниях обновляются раз в пять минут согласно рыночной капитализации, непубличные активы переоцениваются раз в сутки с помощью специалистов из FactSet. Состояния всех участников списка оцениваются в долларах.
Поскольку часть миллиардеров записывают активы на близких родственников, Forbes при оценке их состояния приписывает главе семейства все активы семьи. Исключение — если родственники возглавляют компании, совладельцами которых являются. В семейном бизнесе все приписывается тому члену семьи, который владеет наибольшей долей.
РБК изучил рейтинг за 1 января, 24 февраля и 4 марта 2022 года, чтобы сравнить, как изменились состояния российских миллиардеров с начала года (ознаменовавшегося очередной волной пандемии и напряжением на рынках из-за грядущего подъема ставки ФРС) и после начала специальной военной операции на Украине, последующих санкций, обвала рубля и фондового рынка.
Кто разбогател с начала года
Некоторые российские миллиардеры из списка Forbes с начала года нарастили состояние на десятки процентов, хотя не все смогли удержать этот уровень после начала конфликта на Украине. Несколько человек все еще «в плюсе», если сравнивать текущую оценку их активов с оценкой на 1 января.
- Евгений Касперский. Состояние на 4 марта: $1,8 млрд (плюс 50% с начала года). Основной владелец (82,7%) разработчика антивирусов и систем интернет-безопасности «Лаборатория Касперского». Еще 1 февраля Forbes оценивал его состояние в $1,2 млрд, 13 февраля — уже на $600 млн больше. $1,8 млрд — рекордная отметка для Касперского: предыдущий максимум ($1,4 млрд) зафиксирован в 2017 году.
- Дмитрий Каменщик. Состояние: $2,5 млрд (плюс 39% с начала года). Владелец аэропорта Домодедово начал год с активами на $1,8 млрд, а к 20 февраля его состояние оценивалось уже в $3,1 млрд. К 4 марта оно снизилось, но Каменщик все равно остается «в плюсе» на $700 млн. Впрочем, Каменщик все еще далек от максимальной оценки своего состояния — на пике в 2014 году оно достигало $3,8 млрд.
- Рубен Варданян. Состояние: $1,2 млрд (плюс 20% с начала года). Сооснователь брокера «Тройка диалог», который впоследствии продал Сбербанку за $1,4 млрд, сейчас через инвестбутик «Варданян, Бройтман и партнеры» (VB Partners) Варданян владеет бизнес-центром «Романов двор» возле Кремля и долей в одном из крупнейших в СНГ перевозчиков нефтеналивных грузов «БалтТрансСервис». К началу февраля 2022 года Forbes оценивал его состояние в $1 млрд, к 13 февраля оно увеличилось на $300 млн. После начала конфликта на Украине активы Варданяна подешевели до $1,2 млрд, но все еще остаются дороже, чем в начале года.
- Александр Луценко и семья. Состояние: $1,2 млрд (плюс 9% с начала года). Вместе с женой Луценко полностью контролирует крупнейшего импортера соевых бобов в России — группу «Содружество». Компании также принадлежат склады и маслоэкстракционные заводы в России, Бразилии, Дании и Турции, два морских терминала в Калининграде и речные — в Парагвае. Forbes поднял оценку его состояния на $100 млн в первой половине февраля и к 4 марта не опускал планку. При этом стоимость активов Луценко де-факто остается на уровне 2020 года, исходя из оценки издания.
- Олег Бойко. Состояние: $1,4 млрд (плюс 8% с начала года). Основатель инвестиционной группы Finstar, которая управляет активами на $2 млрд, вкладываясь в основном в финтех и финансовые сервисы. Владеет также парфюмерной сетью «Рив Гош» и игорной сетью Ritzio International. С начала 2022 года состояние Бойко постепенно росло, и ни пандемия, ни конфликт на Украине не остановили этот процесс. В 2017 году состояние миллиардера оценивалось в $1,5 млрд — этот порог бизнесмен еще не превзошел.
- Аркадий Ротенберг. Состояние: $3 млрд (плюс 7% с начала года). Миллиардер, находящийся под санкциями США и ЕС как человек из близкого окружения Владимира Путина, владеет 94,2% «Мостотреста» (подрядчик по строительству мостов, дорог и других инфраструктурных объектов), 80% производителя удобрений «Минудобрения», 35% компании TPS Avia (контролирует аэропорт Шереметьево) и половиной СМП Банка. В начале года Forbes оценивал активы Ротенберга в $2,8 млрд, к середине февраля оценка выросла до $3,4 млрд. К 4 марта активы миллиардера подешевели на $400 млн и теперь на $1 млрд отстают от рекордно высокой оценки, которую Forbes фиксировал в 2013 году.
- Игорь и Дмитрий Бухманы. Состояние: $8,1 млрд у каждого (плюс 2,5% с начала года). Братья совместно владеют компанией Playrix — вторым в мире (после китайской Tencent) разработчиком мобильных игр. По оценке украинского Forbes, в России и Украине у Playrix по 1500 сотрудников, а сама компания после начала конфликта перевела украинский офис в оплачиваемый отпуск и модерирует рабочие чаты, чтобы избежать политических споров между сотрудниками. Тем не менее из данных Forbes следует, что состояние братьев Бухман с начала года только растет: оценка их активов к марту повысилась на $200 млн.
- Дмитрий Рыболовлев. Состояние: $6,7 млрд (плюс 1,5% с начала года). Бывший владелец «Уралкалия» и проживающий в Монако миллиардер инвестирует в основном в искусство. Он также владеет футбольным клубом «Монако» и двумя островами в Греции. Согласно оценкам Forbes, его состояние с 2010 года (тогда оно оценивалось в $9,5 млрд) в основном снижается. Тем не менее в 2022 году, несмотря на кризис, его состояние остается в целом стабильным, а после 20 февраля даже возросло на $100 млн.
Кто разбогател после начала спецоперации на Украине и санкций
Помимо братьев Бухман и Дмитрия Рыболовлева, которые стабильно наращивают состояние с начала года, часть фигурантов списка Forbes из России укрепили свои позиции в рейтинге уже после начала боевых действий и последовавших за этим санкций и беспрецедентного бегства инвесторов из российских активов.
- Игорь Ротенберг. Состояние на 4 марта: $1,2 млрд (плюс 9% с 24 февраля). Старший сын Аркадия Ротенберга, миллиардер владел 78,71% акций компании «Газпром бурение». Дивиденды по этим бумагам вернули его в список долларовых миллиардеров в 2021 году, но вскоре он вышел из капитала компании. Игорь Ротенберг также владеет долями в ТРК «Авиапарк» в Москве и «РТ-Инвест Транспортные системы» (оператор системы взимания платы с грузовиков «Платон»). К 1 марта его состояние еще оценивалось в $1,1 млрд, но уже через три дня активы были переоценены на $100 млн.
- Альберт Шигабутдинов, Рустем Сультеев, Айрат Шаймиев. Состояние: по $1,4 млрд у Шигабутдинова и Сультеева, $1,5 млрд у Шаймиева (плюс 6–7% с 24 февраля). Их партнер также — Радик Шаймиев, его состояние оценивается в $1,4 млрд, при этом 20 февраля оно временно возросло на $200 млн (до $1,6 млрд), но к 4 марта вернулось обратно. Все четверо — акционеры группы «Таиф», которая была одной из крупнейших частных компаний страны и контролировала существенную часть нефтехимической, химической и газоперерабатывающей отраслей Татарстана. Среди активов группы — доли в «Таиф-НК», «Нижнекамскнефтехиме» и «Казаньоргсинтезе». В 2021 году часть активов группы «Таиф» вошла в холдинг «Сибур» в рамках слияния.
- Владимир Евтушенков. Состояние: $2,1 млрд (плюс 5% с 24 февраля). Миллиардер владеет 59,2% АФК «Система», куда входит контрольный пакет сети клиник «Медси», оператора связи МТС, 33% интернет-магазина Ozon и леcопромышленная Segezha Group. Притом что состояние Евтушенкова еще в начале года оценивалось Forbes в $2,6 млрд, а к 1 марта снизилось до $1,8 млрд, уже через несколько дней издание снова повысило оценку его активов. В 2013 году его состояние оценивалось в $9 млрд (тогда миллиардер еще контролировал «Башнефть»).