Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Владелец «Пятерочки» рассказал о «потребительском патриотизме»

Крупнейший ретейлер рассказал об угасании лояльности потребителей к западным брендам
Лояльность российских потребителей к большим западным брендам начала угасать на фоне заявлений об уходе с российского рынка, считает глава ретейлера X5 Group. Покупатели адаптируются к новому ассортименту и локальным поставщикам
X5 X5 ₽1 410 -0,14% Купить
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

В 2022 году крупнейший российский ретейлер X5 Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик»), также как и другие ретейлеры, вынужден был обновить ассортимент на фоне ухода части иностранных брендов потребительских товаров. О поиске аналогов привычным торговым маркам и изменении предпочтений потребителей рассказала в интервью РБК глава X5 Group Екатерина Лобачева.

С началом специальной военной операции на Украине и введенных в ответ на нее западных санкции ряд крупнейших иностранных компаний, в том числе производителей потребительских товаров, приняли решений покинуть российский рынок, сократить ассортимент или прекратить экспортные поставки в страну. В частности, с российского рынка ушли газированные напитки The Coca-Cola Company и PepsiCo, сократил свой продуктовый ассортимент в стране P&G, намерена отказаться от контроля над российским бизнесом французская группа Danone.

Глава Х5 — РБК: «Закупка продуктов впрок — не про разумное потребление»
Бизнес
Екатерина Лобачева

Чтобы решить проблему выбывающих товаров, X5 Group в прошлом году проводила специальные рабочие группы по оценке критичности выпадания ассортимента. Для каждого товара оценивались объемы производства в России и выделялись несколько вариантов замен, рассказывает Лобачева. Самым плохим сценарием, как поясняет президент X5 Group, была необходимость быстрого замещения продукта.

«Если объем мощностей (поставщика на замену. — РБК) достаточен, то, собственно говоря, кризиса нет, потому что свято место пусто не бывает. Если же он низкий, значит нужно смотреть с точки зрения прямого импорта — откуда привезти аналог. Оказалось, аналогов-то много», — описывает Лобачева. Бренды товаров на полках частично поменялись, но поставщики и операторы производственных мощностей по большей части не изменились, заверяет топ-менеджер X5 Group. «По сути, поставщик тот же самый. Теперь он работает не под брендом А, а под брендом B», — рассказывает она.

При этом на текущий момент X5 Group не сталкивалась ни с одним видом импортной продукции, который не смогла бы заменить. «Несмотря на то что быстро заработал и бесконечно пополняется список [товаров] параллельного импорта, оказалось, что в других странах много очень неплохих аналогов, даже в категории крепких алкогольных напитков», — говорит Лобачева.

Глава X5 Group отмечает, что покупатели еще продолжают привыкать к обновленному ассортименту на полках магазинов. На фоне ухода западных брендов видим большую лояльность покупателей к продукции под собственной торговой маркой (СТМ) ретейлера, утверждает Лобачева. Среди российских поставщиков компания также отмечает амбиции замещения выпадающих из продаж на российском рынке брендов. Наиболее ярко, по мнению топ-менеджера, это заметно в непродовольственных категориях, таких как косметика, личная гигиена и бытовая химия.

Coca-Cola осталась в лидерах по продажам в России среди газировок
Бизнес
Фото:Илья Наймушин / РИА Новости

При этом проведенное недавно исследование поставщиков X5 Group показало, что по количеству компаний более половины — это малый и средний бизнес. Но в объеме поставленной продукции их вес меньше, и X5 Group планирует изменить эту ситуацию, говорит Лобачева. Топ-менеджер пояснила, что локальные поставщики удобны с точки зрения логистического плеча и лояльности потребителя, которая начала угасать к большим брендам на фоне их заявлений об уходе с российского рынка.

«Локальный ассортимент — это про свежесть, качество и в чем-то потребительский патриотизм», — перечисляет она. Кроме того, продукция местных поставщиков дает возможность выделяться на фоне ретейла, который сфокусирован на товарах брендов, добавляет глава X5 Group.

Наблюдения X5 Group о переключении потребителей на локальные бренды подтверждают данные исследовательской компании NielsenIQ. К февралю 2023 года около половины россиян (47%) из-за отсутствия привычных иностранных брендов полностью переключились или чаще выбирают российские товары. Однако есть продукция, лояльность к которой не пропала и спустя год после решения приостановить производство в России. Так, газировка под брендом Coca-Cola остается одним из лидеров продаж среди напитков со вкусом колы в сетевой и несетевой рознице. На долю импортной Coca-Cola приходится около 14% продаж рынка.
 

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 91,89 (-0,58)
Инвестиции, 25 дек, 17:38
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 77,88 (-0,55)
Инвестиции, 25 дек, 17:38
Путин выразил соболезнования близким Веры Алентовой Общество, 11:58
Функциональное замирание: как с ним связаны стресс и «отключение» эмоций Life, 11:53
Роспотребнадзор опроверг сообщения о вспышке «мышиной лихорадки» в России Общество, 11:51
Новая жизнь Рублевки: чего хотят покупатели премиальных коттеджей РБК и Папушево Парк, 11:50
«Все время сам»: как перестать все контролировать и наконец расслабиться Образование, 11:48
Задержание готовившей взрыв машины военного в Ставрополе девушки. Видео Политика, 11:45
Пользователи Trust Wallet потеряли $7 млн в криптовалюте из-за взлома Крипто, 11:44
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Лидер КХЛ продлил контракт с главным тренером Спорт, 11:43
Китайские ученые повторили достижение Google в области квантовых систем Технологии и медиа, 11:31
Как получить максимальный доход от инвестиций в квартиру РБК и ПИК, 11:30
Банк России вдвое сократит продажи валюты без учета бюджетного правила Финансы, 11:25
Экс‑игрок «Локомотива» завершит карьеру из‑за убийства одноклубника Спорт, 11:09
Япония одобрила рекордный военный бюджет для противостояния с Китаем Политика, 11:09
Ментально в 1990-х или на скоростях 2020-х. Тест РБК и WB для бизнеса, 11:06