Власти Югры зафиксировали 3,5 тыс. аварий на объектах «Роснефти»
3,5 тыс. аварий
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (Природнадзор ХМАО) зафиксировала 3538 «аварий с экологическими последствиями» в 2017 году на трубопроводах крупнейших нефтяных компаний, работающих в этом регионе. Площадь земель, загрязненных нефтью, составила 3,57 тыс. га.
Об этом говорится в презентации ведомства, опубликованной на его сайте. Замруководителя ведомства Алексей Ковалевский подтвердил РБК ее подлинность. «Сайт службы является официальным источником информации», — написал он в ответ на запрос РБК.
Больше всего аварий — 3496 — пришлось на «Роснефть», а на остальные нефтяные компании, работающие в округе, — лишь 42 аварии, следует из презентации: 29 — у ЛУКОЙЛа, по четыре у «Сургутнефтегаза» и «Славнефти» (совместное предприятие «Роснефти» и «Газпром нефти») и пять — у прочих компаний.
Эта информация «не соответствует действительности», говорится в ответе пресс-службы «Роснефти», поступившем в РБК. «Инцидентом классифицируются любые незначительные отклонения в технологической работе трубопроводов. <...> В действительности в 2017 году ни одной аварии не зарегистрировано», — подчеркнули в компании. По словам представителя компании, в Природнадзоре ХМАО есть информация о всех загрязненных участках, в том числе и об участке площадью более 557 га, доставшемся «Роснефти» «по наследству» от предыдущих недропользователей, не инвестировавших в природоохранные мероприятия. Такие земли стоят в плане рекультивации и будут переданы уполномоченным органам в соответствии с природоохранным законодательством России, добавил он.
Однако, по данным отчета «Роснефти» об устойчивом развитии за 2017 год, в целом по России у компании было зафиксировано 5312 случаев отказов трубопроводов с разливами нефти и всего было разлито 684,3 т нефти и нефтепродуктов.
«Разливы нефти в связи с наличием изношенной трубопроводной инфраструктуры, к сожалению, не являются новостью как для нашей компании, так и для всех остальных. Мы вынуждены эксплуатировать тяжелое историческое наследие советской добычи нефти, а также нести последствия работы так называемых эффективных собственников постсоветского периода. Их работу можно охарактеризовать как «хищническая эксплуатация природных ресурсов», — заявил РБК в пятницу, 6 июля пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев уже после выхода материала. «Ликвидировать это сразу невозможно. Поэтому компания ведет постоянную системную работу по обновлению трубопроводной инфраструктуры, вкладывая в это миллиарды рублей», — сказал он, подчеркнув, что компания одновременно должна поддерживать добычу нефти и обеспечивать платежи в бюджет, поэтому обновляет ветхие трубы постепенно.
«Появление чуть ли не в один день сенсационных разоблачений о разливах [нефти], адресно направленных именно на нашу компанию, свидетельствует о наличии заказа. Сомнений в заказном характере «разоблачений» Greenpeace не может быть никаких, учитывая репутацию этой организации. А подгребать за Greenpeace надзорным госорганам — это занятие крайне стыдное, хотя, я надеюсь, с материальной точки зрения небезынтересное», — добавил Леонтьев.
«Greenpeace располагает информацией ЦДУ ТЭК, куда стекаются данные самих нефтяных компаний, и анализирует на их основе информацию о ежегодных новых прорывах трубопроводов, в результате которых возникают разливы нефти. И, к сожалению, «Роснефть» здесь лидер. Компания, которая получает месторождения с инфраструктурой, построенной в СССР, должна взять на себя и ответственность за ее модернизацию», — заявил РБК руководитель экологических программ ТЭК Greenpeace России Владимир Чупров. «Что касается обвинений в заказе, то советую посмотреть сайт Greenpeace и историю кампаний против разливов на месторождениях ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», BP и Shell. Мы боремся не против конкретных нефтяных компаний, а против экологических проблем, которые они создают. Вместо того чтобы выдумывать теории заговора, нужно просто взять и начать менять трубы», — подытожил Чупров.
Такое большое по сравнению с конкурентами количество аварий у «Роснефти» в ХМАО, зафиксированное Природнадзором, связано с тем, что у этой компании больше всего месторождений в этом регионе и на этих промыслах самое большое количество устаревших и проржавевших труб, отмечает руководитель программы по экологической политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России Алексей Книжников. «Компании достались проблемные месторождения, где трубопроводы были построены еще в советские времена. Тогда качество этих трубопроводов было низкое», — указывает он.
Ханты-Мансийский автономный округ — основной нефтедобывающий регион России, по итогам 2017 года в нем было добыто 235,5 млн т (43% от общей добычи в стране). Из них 42,4% пришлось на «Роснефть» (здесь работают ее крупнейшие «дочки» — «РН-Юганскнефтегаз» и «Самотлорнефтегаз») и подконтрольную ей «Башнефть», 21,6% — на «Сургутнефтегаз», 15,7 и 6,1% на ЛУКОЙЛ и «Славнефть» соответственно.
Не только «Роснефть»
Авария на трубопроводах — это проблема не только «Роснефти», просто у ее конкурентов, например ЛУКОЙЛа, она есть в других регионах работы, в частности в Коми, замечает Книжников. По итогам 2017 года проблем с разливами нефти из-за прорывов трубопроводов у компании нет, парирует представитель ЛУКОЙЛа. «Мы меняем 3% трубопроводов в год. В результате инвестиций и современных инженерных решений в 2017 году «ЛУКОЙЛ-Коми» достиг самого низкого удельного коэффициента отказов трубопроводов по российским организациям нефтегазодобычи группы ЛУКОЙЛ за последние шесть лет», — добавил он.
Основная причина аварий с экологическими последствиями (а именно: загрязнение почвы и водоемов жидкостью, содержащей нефть) — коррозия внутрипромысловых трубопроводов нефтяных компаний, следует из реестра аварий Природнадзора ХМАО за 2017 год. Аварии происходят из-за ржавых труб, сказал Ковалевский, передает издание ТВ2. Нефть из скважины — это «водогазонефтяная эмульсия, которая в том числе содержит в себе и твердые частицы, которые при движении по трубопроводу работают как наждак; они режут трубу по нижней кромке и любые дефекты стали, в том числе и скрытые, выявляют очень быстро», отметил Ковалевский. Такая коррозия в 70% случаев приводит к прорывам трубы, добавил он.
По словам Ковалевского, это особенность нефти ХМАО, более легкие виды сырья не содержат в своем составе такого объема примесей и воды.
Миллиарды на экологию
Крупные нефтяные компании тратят значительные средства на ремонт ветхих трубопроводов и рекультивацию загрязненных земель, следует из презентации Природнадзора ХМАО. По данным ведомства, в 2017 году на реконструкцию трубопроводов они потратили 16,5 млрд руб., а в 2018 году планируют увеличить эту сумму до 22,13 млрд руб. В 2017 году «Сургутнефтегаз» отремонтировал 601 км трубопроводов, ЛУКОЙЛ — 547 км, «Роснефть» — 376 км, следует из документа.
На рекультивацию земель в Ханты-Мансийском округе в 2017 году нефтяные компании потратили 2,05 млрд руб., очистив территорию площадью 863 га, говорится в презентации Природнадзора. А за последние десять лет количество нефтезагрязненных земель уменьшилось почти вдвое — с 6,6 тыс. га в 2008 году до 3,5 тыс. га. Природоохранное ведомство прогнозирует, что к 2020 году площадь загрязненных земель сократится до 800 га и столько же будет рекультивировано за этот год.
В ходе реализации программы повышения надежности трубопроводов в 2017 году в целом по России «Роснефть» заменила более 290 тыс. м трубопроводов, реконструировала свыше 278 тыс. м, была нанесена ингибиторная защита (метод защиты от коррозии) на 2,1 млн м трубопроводов, говорится в ответе пресс-службы «Роснефти». Только в 2017 году инвестиции «РН-Юганскнефтегаз» в природоохранные мероприятия составили около 16 млрд руб. (без НДС), отметили в компании.
Но, по мнению Greenpeace, российские нефтяники недоинвестируют в замену промысловых нефтепроводов порядка 200 млрд руб. в год: в течение пяти-семи лет необходимо вложить 1,3 трлн руб. для приведения в порядок парка промысловых нефтепроводов. «Это примерно 10% чистой ежегодной прибыли семи крупнейших нефтедобывающих компаний, работающих в России, — сообщил РБК Чупров из Greenpeace России. — Но компании предпочитают получать больше денег, а не вкладывать их в замену ржавых труб и в компенсацию экологического ущерба».
Алексей Книжников сказал РБК, что необходимо запретить использование устаревших трубопроводов. «Мы считаем, что Минприроды и Росприроднадзор должны усилить внимание к этой проблеме. Мы вместе с Greenpeace предлагаем провести ревизию всех устаревших нефтепроводов нефтяных компаний, а затем законодательно запретить эксплуатацию тех из них, которые старше 30 лет», — добавил он.
«Безусловно, старые, изношенные, запарафиненные либо подвергшиеся коррозии участки нефтепроводов необходимо заменять», — сказал РБК представитель Росприроднадзора, добавив, что необходим системный контроль за состоянием таких объектов. «Разрушение нефтепроводов, как известно, способно повлечь существенный вред окружающей среде, прежде всего почвам и водным объектам», — отметил он, добавив, что замена участков нефтепроводов и контроль за их сохранностью относится к компетенции Ростехнадзора.