Чемезов раскрыл план испытаний водоробуса в Москве
Завод КамАЗ, который входит в госкорпорацию «Ростех», представил 6 сентября прототип автобуса, который работает на водородных топливных элементах. Как рассказал РБК глава «Ростеха» Сергей Чемезов, главное преимущество машины — увеличенный по сравнению с электробусами пробег: вместо 70 км водоробус на одной заправке может пройти 250 км, поэтому его можно использовать не только для внутригородского, но и для междугородного сообщения.
«Мир движется вперед, и мы не стоим на месте. Водоробус, точнее водородный электробус — это следующий шаг в поиске альтернативных источников энергии и в развитии современного экологичного пассажирского транспорта. При его создании за основу был взят электробус КамАЗ-6282. За три года использования в столице эта машина хорошо себя зарекомендовала — комфортом, бесшумностью, экологическими характеристиками», — сказал Чемезов.
Опытный образец водоробуса собран на дочернем предприятии КамАЗа — «НефАЗе». Если московские власти проявят интерес к разработке, сборку водоробуса можно будет организовать в Москве, как это делается с электробусами — их собирают на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе, уточнил Чемезов.
«Водоробус работает на водородных топливных элементах, установленных на крыше. Кузов у него безопасный — из высокопрочной стали и пластика. Масса — около 19 т, вмещает он порядка 80 человек. Максимальная скорость движения — 80 км/ч. Как и электробус, водоробус может работать при температуре от минус 40 до плюс 40 градусов. Отдельно отмечу, что салон удобен для использования маломобильными пассажирами», — рассказал глава «Ростеха».
По словам Чемезова, в течение ближайшего года опытный образец водоробуса пройдет испытания на улицах Москвы, «параллельно будет проработан вопрос о создании зарядной инфраструктуры», пояснил Чемезов. «Только после этого новый экологичный вид пассажирского транспорта сможет полноценно выйти на московские маршруты», — заверил он.
«Думаю, за этим топливом будущее. Мне довелось опробовать Aurus на водородном топливе — ощущения от поездки совершенно другие. Машина идет абсолютно бесшумно», — заключил Чемезов и добавил, что КамАЗ разрабатывает не только автобусы на водородных топливных элементах, но и грузовики.
В апреле вице-мэр столицы Максим Ликсутов в колонке для РБК написал, что власти Москвы в рамках стратегии по развитию сети экологически чистого транспорта в ближайшие 30 лет намерены ввести в действие водородные автобусы.
Он напомнил, что Россия следует условиям Парижского соглашения по климату, в соответствии с которыми к 2030 году выбросы парниковых газов должны составлять не более 70% от уровня 1990 года. Для этого столица начала менять дизельные автобусы на электробусы. Сейчас в Москве почти 10% от парка наземного транспорта (600 штук) составляют автобусы с электроприводом, уточнил тогда Ликсутов. К концу 2023 года власти планируют довести этот показатель до 2,2 тыс.
«Следующим шагом в развитии энергоэффективного и экологически чистого транспорта является применение водородных топливных элементов для получения электроэнергии непосредственно на самом автобусе, где основным топливом является водород, а потребность в зарядных станциях отпадает», — написал Ликсутов. По его словам, первый водородный автобус можно будет выпустить на улицы Москвы через год-два.
Поручение создать городской автобус на водородном топливе дал президент Владимир Путин. «Нам нужно обязательно продолжить, прошу вас тоже иметь это в виду, наши планы — в целом мы их уже достаточно «разогнали» в хорошем смысле этого слова, — планы использования газомоторного топлива. Нужно обязательно сделать следующий шаг и к 2023 году сделать городской автобус на водородном носителе — там потом применяется электродвигатель, но на водороде нужно сделать», — заявил он в декабре 2020 года на совещании с премьер-министром Михаилом Мишустиным.