Регистрируя самолеты за рубежом авиакомпании сэкономили 145 млрд руб.
Пролет над бюджетом
Аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин подсчитал, что авиакомпании все меньше и меньше платят в федеральный бюджет, говорится в опубликованном вчера отчете СП. В 2013 году перевозчики заплатили 8,9 млрд руб. таможенных пошлин, что на 56% ниже, чем в 2012 году. За первое полугодие 2014 года перевозчики внесли на счета ФТС 2,8 млрд руб. – 17,3% от показателя 2012 года. По подсчетам аудитора, это связано с тем, что перевозчики за последние 2,5 года ввезли в Россию по временной схеме без уплаты таможенных платежей 230 самолетов на общую сумму 225,7 млрд руб. Самолеты так и остались зарегистрированными в иностранных офшорах, говорится в отчете.
Число иностранных самолетов в парке отчественных авиакомпаний только растет. В 2012 году их доля составила 76,8% от всего количества ввезенных судов, в 2013 году это показатель был 71,3%, в первом полугодии этого года в отчественных авиакомпаниях эксплуатировалось 82,9% иностранных самолетов. По данным Государственного НИИ гражданской авиации, на сентябрь 2014 года парк воздушных судов российских авиакомпаний состоял из 2318 самолетов и вертолетов, доля воздушных судов зарубежного производства составляет 69%. «Применяемый подход по регистрации воздушных судов в офшорных юрисдикциях приводит к непоступлению в федеральный бюджет целого ряда платежей, таких как НДС с лизинговых платежей, налог на имущество, налог на доход лизингодателя, поскольку он зарегистрирован в иностранном государстве», – отмечает аудитор Сергей Штогрин, его слова передает пресс-служба Счетной палаты.
По итогам проверки коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление в Федеральную таможенную службу, информационное письмо в правительство России и в Следственный комитет. Получить информацию по получению ФТС представления Счетной палаты РБК не удалось. Официальный представитель Минтранса отметил, что представлений, обращений по итогам рассмотрения отчета в Минтранс России не поступало.
Откуда взялись льготы
Некоторые перевозчики начали пользоваться льготами еще в 1994 году. Именно тогда появилось первое постановление правительства об освобождении от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов сроком на 5 лет на самолеты и на запасные части к ним. Этим постановлением воспользовалась авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро», затем перевозчик заключил инвестиционное соглашение, по которому пошлины не платились еще пять лет.
В 2010 году комиссия Таможенного союза приняла решение об освобождении от уплаты платежей сроком на 5 лет воздушных судов иностранного производства, ввозимых по договорам лизинга до июля 2015 года. Беспошлинно ввозились самолеты вместимостью более 300 человек и не более 50 человек и массой более 120 000 килограммов; и самолеты, не оснащенные грузовой рампой, с максимальной взлетной массой более 370 000 килограммов. В 2014 году система пошлин изменилась: теперь авиакомпании беспошлинно могут ввозить до 1 января 2017 года и пользоваться до 2021 года самолетами вместимостью 50–110 кресел и 170–219 кресел.
К остальным воздушным судам применяется импортная пошлина в размере 20%. Также при ввозе на территорию России воздушных судов надо уплатить НДС в размере 18%.
Борьба с офшорами
Бороться с иностранной регистрацией самолетов в российских авиакомпаниях в начале 2013 года начал глава Росавиации Александр Нерадько. На слушаниях в Государственной думе он сообщил депутатам: «Настал период, чтобы все подумали о том, чтобы все суда иностранного производства регистрировать в российском реестре и сформировать отечественную систему поддержания летной годности. Необходимо ставить этот вопрос и решать».
Освобождение от уплат ввозных таможенных пошлин было введено в рамках Таможенного союза, вспоминает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. «Это вопросы межгосударственного уровня, но у Счетной палаты может быть свое мнение, и заставить платить таможенные пошлины авиакомпании вряд ли получится», – признает эксперт. По его словам, введение ввозных пошлин не помогло отечественному авиапрому и сильно замедлило развитие гражданской авиации.
«Подавляющая часть самолетов приобретается российскими перевозчиками в лизинг и получает при этом зарубежную регистрацию в силу того, что ликвидность объекта лизинга - самолета – при регистрации в России значительно снижается. Поэтому заставить иностранных лизингодателей ставить на учет самолеты в российский реестр пока не представляется возможным», – отмечает представитель лизинговой компании «Ильюшин финанс и Ко» (компания специализируется на поставке в лизинг отечественной авиационной техники).
Представители московских офисов Boeing и Airbus не стали комментировать перспективы российского рынка при возвращении таможенных пошлин, переадресовав вопросы к авиакомпаниям.
Официальные представители авиакомпаний «Аэрофлот» и «Сибирь» не смогли прокомментировать последствия отчета по проведенной проверке Счетной палаты. «Это не относится к компетенции менеджмента перевозчика», – сообщили в «Аэрофлоте».
«Сопоставлять упущенную выгоду или неполучение бюджетом налогов и налоги выплаченные – это неверно. Если бы эти пошлины были бы, то самолеты в том количестве и этих производителей не были бы ввезены, а следовательно, налоги не были бы уплачены. Это слишком формальный подход для того, чтобы было правильным», – говорит заместитель гендиректора «Региона» Анатолий Ходоровский.
Сколько авиакомпании платят за иностранные самолеты
В 2009 году лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» для «Аэрофлота» заключила контракт на поставку 50 новых узкофюзеляжных самолетов семейства Boeing-737-800, каталожная стоимость каждого составляет $93,3 млн. Источник РБК, близкий к сделке, говорил РБК в 2010 году, что стоимость каждого самолета была определена в $50 млн. Все самолеты из-за таможенных пошлин должны были поставляться в одноклассной компоновке на 170 кресел, которые предназначались низкобюджетному перевозчику («Добролет»). Таким образом, даже если самолет ввозится беспошлинно, сумма таможенных платежей получается довольно значительной. Если бы этот самолет имел вместимость 180 кресел (которая не подпадает под льготный режим ввоза), то перевозчику пришлось бы заплатить порядка $24 млн пошлин и НДС. Таким образом, стоимость одного лайнера составила бы $74 млн.