Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 
Эксклюзив

Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний

Как это может отразиться на стоимости билетов для пассажиров
Бюджет фонда реконструкции аэродромов может составить 10 млрд руб. ежегодно. Источником средств для малых аэродромов может стать новый сбор с авиакомпаний, крупные авиаузлы должны восстанавливаться через формат ГЧП
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Минтранс прорабатывает новый механизм финансирования реконструкции региональных аэродромов в 2025–2030 годах. Как рассказали РБК четыре источника, знакомых с планами министерства, авиаузлы предполагается разделить на две группы с разным подходом к схеме финансирования.

Под финансирование первой — малые аэродромы — должен появиться специальный фонд, который будет наполняться за счет сборов в подведомственную Росавиации Госкорпорацию по организации воздушного движения (ГК по ОрВД, провайдер аэронавигационного обслуживания в России). Такая схема может приносить в фонд 10 млрд руб. ежегодно, указывают собеседники РБК. Доход будет формироваться или за счет введения нового специализированного сбора в адрес ГК по ОрВД, или за счет повышения размера уже существующей платы (тарифа) за аэронавигацию для авиакомпаний. «В конечном итоге заплатить за реконструкцию придется пассажиру. Но в пересчете на одного пассажира цена билета может вырасти не более чем на 50 рублей», — отметил один из собеседников.

Еще один источник РБК уточняет, что решение по фонду пока финально не проработано. Но он настаивает, что схема финансирования реконструкции все же будет включать сбор в ГК по ОрВД.

Во вторую группу аэродромов, требующих реконструкции, войдут более крупные гавани, которые находятся под управлением частных инвесторов, говорит источник РБК в одном из аэропортов. На данный момент Росавиация составила перечень, в который входят 28 таких пунктов. Их предлагается развивать по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), при которой часть средств будет выделена из федерального или регионального бюджета в виде безвозмездного капитального гранта. «На данный момент Минтранс предлагает пропорцию, при которой капитальный грант покроет 60% от расходов на проект. Остальные 40% инвестор привлечет сам, взяв кредитные средства. Отбивать их планируется частично через повышение аэропортовых сборов с авиакомпаний, частично через неавиационные доходы, такие как сдача в аренду коммерческих площадей в терминалах и эксплуатация парковок», — пояснил источник РБК в одном из аэропортов.

Гагарин стал миллионником: топ аэропортов России по пассажиропотоку
Бизнес

Источник в группе «Аэрофлот» подтвердил, что создание фонда для реконструкции аэродромов сейчас обсуждается, но его параметры еще не определены. РБК направил запросы в Минтранс, Госкорпорацию по ОрВД, Минфин, аэропортовые холдинги, а также в авиакомпании «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и UTair.

В Росавиации считают комментарии преждевременными, так как механизмы реконструкции аэродромов находятся в проработке. «Конкретные условия и перечень аэродромов, к которым планируется применить механизм ГЧП, еще не утверждены», — сказал РБК представитель агентства.

Как и зачем искали финансирование

Создание фонда глава Минтранса Виталий Савельев анонсировал в январе на совещании у президента Владимира Путина с членами правительства. «Я бы хотел предложение внести по аэропортам: у нас в стране к 2030 году в эксплуатации будет 241 аэродром, из них на сегодняшний день 228 — это действующие аэродромы, из которых 111 подлежат реконструкции и капитальному ремонту до 2030 года. На все это нам необходимо 383 млрд руб., и часть этих денег мы будем привлекать за счет механизма государственно-частного партнерства», — сказал Савельев. Тем не менее, отметил тогда министр, требуется создание фонда.

Президент сказал, что «это возможный проект», но нужно подумать над источниками финансирования.

В ноябре 2023 года «Коммерсантъ» писал, что холдинги «Аэропорты Регионов» и «Новапорт» просили правительство выделить на реконструкцию аэродромов средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в виде льготных кредитов на 25–30 лет. Эту инициативу в итоге не удалось провести через Минфин, отметил один из собеседников РБК. Источники также утверждают, что министерство не согласовало и финансирование всех проектов на 383 млрд руб., о которых говорил министр транспорта в январе, «поэтому и разрабатывается альтернативный вариант финансирования».

В целом работа над новыми способами финансирования началась в связи с завершением в этом году нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ). Об этом, в частности, говорил в ноябре на форуме «Транспорт России» помощник президента Игорь Левитин. При этом он отмечал, что Минтрансу удалось согласовать резерв средств на работы по объектам, реконструкция которых уже была начата или начнется в этом году. В результате в федеральном бюджете заложено 40,2 млрд руб. на реконструкцию аэропортов в 2024 году, 5,3 млрд руб. — в 2025-м и 9,4 млрд руб. — в 2026-м.

В 2023 году на госпрограмму «Развитие региональных аэропортов» нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) кабмин потратил 47,4 млрд руб., сообщает исследовательская компания Sherpa Group. Причем лимит по проекту был увеличен в четвертом квартале года в качестве опережающего финансирования. «Мы полагаем, что дополнительный приток связан с возросшей эффективностью освоения средств в рамках федпроекта», — отмечают аналитики компании. При этом по программе развития аэродромов Sherpa зафиксировала минимальное бюджетное исполнение среди других программ нацпроекта — на уровне 98,9% от запланированного объема.

По данным Минтранса, в 2023 году было сдано 14 объектов аэродромной инфраструктуры. Это, например, взлетно-посадочные полосы в аэропортах Архангельск, Благовещенск, Магнитогорск, Чара (Забайкальский край), Усть-Нера, Черский, Якутск. Также была завершена реконструкция инфраструктуры в аэропортах Вилюйск и Нерюнгри в Якутии, Зея в Амурской области, получено разрешение на ввод в эксплуатацию объектов в самом северном городе страны — Певеке. В Камчатском крае завершены работы в аэропортах Елизово и Усть-Камчатск. Обновленную инфраструктуру получил аэропорт Братска. Для сравнения: в 2019–2021 годах было сдано 13 объектов воздушной инфраструктуры, в 2022 году — восемь, уточнял Минтранс.

Правительство выделило ₽2,6 млрд на поддержку закрытых аэропортов
Экономика
Фото:Роман Демьяненко / ТАСС

В 2024 году, как анонсировал летом прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин, запланирована модернизация инфраструктуры в аэропортах Геленджика, Грозного, Охотска и Братска.

Директор центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд полагает, что и эта инициатива — финансирование реконструкции через фонд — может натолкнуться на противодействие Минфина. «В предыдущие годы выдвигались идеи создать фонды для авиакомпаний на случай их банкротств, чтобы вывозить пассажиров. Были попытки создания фондов развития аэропортов и воздушных трасс на примере США: со всех участников отрасли собирают определенный процент с каждого проданного авиабилета, с каждой грузовой накладной, с каждого галлона проданного керосина. Прописано, куда тратятся эти средства: что-то идет на техобслуживание, на аэровокзалы, на радиосвязь, на аэродром. Но когда мы пытались прописать нечто подобное в российское законодательство, Минфин выступил против», — рассказал Фридлянд. По его словам, финансовый блок правительства трактует такие инициативы как попытки собрать и использовать налог в обход бюджета и Минфина.

Инвесторы в российские аэропорты пока тоже не очень довольны работой транспортного блока. На состоявшемся 6 февраля форуме NAIS гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево (входит в «Новапорт» группы AEON) Евгений Янкилевич заявил, что в перечень Росавиации, который предполагает выделение безвозмездного гранта, не вошли восемь аэропортов холдинга — Пермь, Владикавказ, Воронеж, Белгород, Элиста, Томск, Барнаул, Кемерово. На реконструкцию аэродромной инфраструктуры этих аэропортов требуется 43,45 млрд руб.

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 декабря
EUR ЦБ: 112,02 (-0,78)
Инвестиции, 17:33
Курс доллара на 4 декабря
USD ЦБ: 106,19 (-0,99)
Инвестиции, 17:33
«Страна» узнала о создании на Украине альянсов из-за риска смены властиПолитика, 19:41
Корпоративные биткоины. Топ-5 крупнейших компаний-владельцев криптовалютыКрипто, 19:40
Путин и Эрдоган обсудили ситуацию в СирииПолитика, 19:38
В Якутии упал астероидОбщество, 19:37
Два старых бензовоза: как вырастить оборот компании в 10 раз до ₽3 млрдРБК и Альфа-Лизинг, 19:27
Участник «Времени героев» получил должность в правительстве ПетербургаПолитика, 19:27
«Авангард» подпишет контракт с не заигравшим в НХЛ российским защитникомСпорт, 19:12
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Мантуров заявил, что название «Орешнику» придумали «специальные люди»Политика, 19:11
Парламент Южной Кореи вопреки воле президента отменил военное положениеПолитика, 19:09
Куда любит ездить шеф-повар и совладелец ресторанов Selfie, «Гвидон» и IKРБК и Wey, 18:55
Столкновения у парламента и военная техника на улицах. Кадры из СеулаПолитика, 18:50
Не все козыри: в чем преимущества нового Tank 700Стиль, 18:50
Захарова спросила о санкциях против Сеула на фоне военного положенияПолитика, 18:40
Посольство России призвало граждан не участвовать в акциях в Южной КорееПолитика, 18:24