Российский производитель косметики Faberlic построит одежную фабрику
Косметика плюс одежда
«Фаберлик» занялся производством женской одежды, рассказал РБК вице-президент компании Владислав Даванков. Первую коллекцию «Фаберлик» начал продавать через дистрибьюторов и в своем интернет-магазине осенью 2015 года, а этой весной выпустил уже вторую коллекцию. В ассортименте представлены, например, женские платья и водолазки по цене от 1 тыс. до 3 тыс. руб.
Компания расширила ассортимент за счет бытовой химии и аксессуаров еще в 2011 году. «Мы увидели хороший отклик от наших продавцов-консультантов и потребителей и начали развивать категорию бытовой химии и товаров для дома», — объясняет Даванков. В 2013–2014 годах «Фаберлик» добавил в ассортимент детскую одежду, чулочно-носочную продукцию и белье для женщин. По словам Даванкова, каждая новая позиция вызывала всплеск интереса у покупателей, поэтому компания решила всерьез заняться одежным направлением.
Сейчас «Фаберлик» производит одежду по контракту в основном на зарубежных площадках — в Китае, Бангладеше и Узбекистане; менее 10% приходится на заказы на российских производствах. Но решено найти площадку для строительства одежной фабрики в свободных экономических зонах в России, в частности в Калужской области, рассказал Даванков. «Стоимость труда в России и Китае уже вполне сопоставима, и итоговая стоимость продукции будет практически одинаковая», — считает он.
Вице-президент не назвал планируемый объем производства, но отметил, что компания собирается инвестировать в фабрику $10 млн собственных средств и надеется запустить ее уже в начале 2017 года.
Из-за девальвации рубля затраты на производство в России сейчас практически сравнялись с Китаем, говорил РБК в ноябре 2015-го замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов: «В некоторых случаях эффективная себестоимость российской продукции может оказаться даже ниже азиатской на 10–15%». Во вторник, 5 апреля, Евтухов рассказал журналистам, что чиновники сейчас стараются убедить российских и международных ретейлеров размещать производство в России. «Мы хотим заинтересовать их размещать производство в России, — сказал он. — С учетом девальвации рубля, я считаю, у нас неплохие перспективы».
В частности, он рассказал, что Минпромторг предлагает варианты Zara, Benetton, «Декатлону» и «Спортмастеру». Представитель «Спортмастера» подтвердил РБК, что компания сейчас ищет новые площадки в России для размещения заказов, в том числе с помощью Минпромторга. Прошлой осенью РБК выяснил, что Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича планирует до 2018 года построить во Владимирской области фабрику по пошиву спортивной одежды, вложив около 1 млрд руб.
Продажи выше рынка
В «Фаберлике» рассчитывают, что доля одежды в обороте будет постепенно расти, но не называют прогнозных показателей. По словам Даванкова, сейчас около 20% продаж компании в деньгах приходится на одежду и белье. В 2015 году выручка «Фаберлика» выросла примерно на 50%, до 14,2 млрд руб., говорит он.
Совокупные продажи российских MLM-компаний (multi level marketing, многоуровневый/сетевой маркетинг — способ распространения товаров или услуг от человека к человеку за комиссионное вознаграждение; эту схему используют, например, Avon и Oriflame) в прошлом году просели на 5,5%, до 154,2 млрд руб., рассказала президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева: «Мы привыкли к тому, что во время кризисов обороты падают, но впервые мы не наблюдаем притока новых потребителей и дистрибьюторов». Однако Faberlic в прошлом году показал высокий рост продаж, подтверждает она: «Faberlic нашел для себя хорошую нишу. Найти сегодня недорогую продукцию легкой промышленности непросто».
При этом продажи одежды у членов ассоциации в 2015 году выросли на 21%, отмечает Шокарева. Кроме Faberlic продажей одежды занимается, например, Avon. Представитель Avon Максим Раков рассказал РБК, что сейчас товары для дома, предметы одежды и аксессуары для Avon производятся на заводах в Турции, Индии и Китае, однако компания рассматривает возможность производства некоторых позиций в России — каких именно, он не уточнил.
По данным компании Fashion Consulting Group (FCG), наименьшему влиянию кризиса подвергся бюджетный ценовой сегмент рынка одежды. По прогнозу FCG, доля бюджетного сегмента рынка одежды в 2015 году просела не больше, чем на 6–10% в денежном выражении. Объем верхнего сегмента рынка одежды при этом снизился не менее чем на 15–20%, а среднего — на 35–45%. В целом российский одежный рынок по итогам 2015 года сократился примерно на 20%, до 1,1 трлн руб.