Владелец Gunvor впервые рассказал свою версию банкротства ЮКОСа
Основной владелец трейдера Gunvor Торбьорн Торнквист впервые рассказал об обстоятельствах крушения крупнейшей на тот момент нефтяной компании России ЮКОС, совладелец которой Михаил Ходорковский в октябре 2003 года был арестован по обвинению в хищениях и неуплате налогов.
«Я не знал точно, что должно произойти, но мне сказали, что что-то произойдет и я должен быть готов работать с большими объемами [нефти]», — сказал бизнесмен в интервью авторам книги про сырьевых трейдеров The World for sale, которую недавно выпустили журналисты агентства Bloomberg Хавьер Блас и Джек Фэрчи.
По словам Торнквиста, он понимал, что это шанс, который дается раз в жизни. После ареста Ходорковского ЮКОС был обанкрочен, большинство его активов досталось «Роснефти», крупнейшим трейдером которой стал Gunvor, принадлежавший Торнквисту и российскому бизнесмену Геннадию Тимченко (в марте 2014 года Тимченко продал свою долю партнеру, за день до введения санкций США). До истории с ЮКОСом операции трейдера были сравнительно небольшими и он больше специализировался на продаже нефтепродуктов, а не сырой нефти. Но затем он занял до 60% экспортных поставок нефти «Роснефти» по морю и до 30% всех таких поставок из России. Если в 2004 году оборот Gunvor был примерно $5 млрд, то к 2007 году он составлял десятки миллиардов, а к 2012 году достиг $93 млрд.
РБК направил запрос в пресс-службу Gunvor.
По словам Торнквиста, совладелец ЮКОСа допустил две ошибки. Во-первых, он проигнорировал предупреждение президента Владимира Путина не вмешиваться в политику, а, во-вторых, вел переговоры о продаже компании в США. «Вы можете представить уровень гнева. Эти ребята (владельцы ЮКОСа — РБК) получили активы бесплатно, они не заплатили за них. И теперь они хотят продать это американской международной компании?», — отметил крупнейший акционер Gunvor. Ходорковский вел переговоры о продаже доли в ЮКОСе американским Chevron и ExxonMobil.
Торнквист считает, что именно поэтому Ходорковский оказался под ударом. «Они [в Кремле] прямо давали понять. Если мы позволим этому (продаже ЮКОСа американцам — РБК) произойти, то Россия распадется на части. Российские богачи будут повсюду, а [простые] люди ничего не получат», — добавил он. В отличие от него, Тимченко до сих пор отказывается комментировать дело ЮКОСа, утверждают авторы книги The World for sale.
Пресс-секретарь Ходорковского Максим Дбар сказал РБК, что Торнквист повторяет «уже многократно опровергнутые пропагандистские мифы». Никакого соглашения о неучастии крупных бизнесменов в политике никогда не было, подчеркнул он. «Путин просил предпринимателей не вмешивать в политику их бизнес: не использовать трудовые коллективы, не сокращать объемы производства и поставок жизненно важной продукции и так далее. И эта договоренность всегда соблюдалась», — пояснил он.
Переговоры по продаже доли в ЮКОСе западному нефтегазовому мейджору велись, но при информировании правительства и президента России, отмечает Дбар.
В потенциальном объединении активов участвовал не только ЮКОС и его акционеры, но также и «Сибнефть», напоминает представитель Ходорковского. Но у владельцев «Сибнефти» (на тот момент принадлежала Роману Абрамовичу) «почему-то» не было никаких проблем, указывает он. К тому же, как видно на примере объединения активов «Альфа-групп» и ее партнеров с британской BP на базе совместного предприятия ТНК-BP в 2003 году (каждая сторон получила по 50%), у власти не было принципиальных возражений против объединения с западными компаниями, заключил Дбар.