Правительство изучит предложение снять эмбарго на экспорт бензина
Правительство в ближайшее время рассмотрит предложение Минэнерго временно отменить запрет на экспорт бензина из России, сообщил журналистам и.о. вице-премьера Александр Новак.
«Мы этот вопрос рассматриваем сейчас: Министерство энергетики предлагает сейчас разрешить экспорт бензина, но на какой-то период, чтобы не иметь потом дефицита», — ответил Новак на вопрос о возможности снятия эмбарго на экспорт бензина (цитата по «РИА Новости»).
Он отметил, что временный запрет сработал в полной мере и внутренний рынок топлива на данный момент перенасыщен. «Поэтому в ближайшее время правительство рассмотрит предложения Минэнерго», — добавил Новак.
Как сообщили РБК в Министерстве энергетики, ведомство «в ежесуточном режиме проводит мониторинг рынка на предмет принятия мер как в части недопущения дефицита, так и в части избежания затоваривания». «Временное снятие ограничений также в проработке», — рассказали в Минэнерго.
Как запрет на экспорт поддержал рынок топлива
Эмбарго на экспорт бензина было введено с 1 марта сроком на полгода. Оно не распространяется на экспорт в рамках международных соглашений, в том числе с государствами — членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Мера планировалась как превентивная в период высокого спроса на внутреннем рынке. При этом правительство допускало, что в случае насыщения рынка запрет может быть снят.
Между тем введенная мера позволила также обеспечить страховку внутреннему рынку на период внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих предприятий, пострадавших от ударов украинских дронов. А повышение приоритета перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге обеспечило более ритмичную отгрузку топлива с НПЗ и нефтебаз. В некоторых случаях участники рынка, не привыкшие к подобной скорости отгрузки, заговорили даже о затоваривании.
По подсчетам Информационного центра операторов (ИЦО), в апреле погрузка бензина на сети РЖД снизилась на 2%, до 89,5 тыс. т (в среднесуточном выражении) к уровню аналогичного периода прошлого года на фоне запрета на его экспорт. При этом во внутреннем сообщении показатель вырос на 15%, до 76,9 тыс. т. Доля внутренних перевозок в общем объеме перевозок бензина составила 86% против 76% годом ранее. В ИЦО считают, что при сохранении запрета на экспорт погрузка бензина продолжит снижение относительно показателей прошлого года в пределах 2–5%.
В итоге принятые правительством меры позволили насытить рынок топливом, несмотря на фактическое снижение производства. По данным Росстата, в первом квартале выпуск бензина снизился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 11 млн т, а дизеля — на 2,2%, до 21,9 млн т. При этом только в марте производство бензина сократилось почти на 8%, а дизеля — на 6%. В апреле, как сообщало Минэнерго, выпуск топлива стабилизировался, поставки на внутренний рынок превышали прошлогодние объемы, а экспорт был снижен.
На этом фоне биржевые цены на бензин упали в апреле на 10–15%, а дизельное топливо — на 5%, что практически нивелировало мартовский рост цен на 10%.
Опрошенные РБК эксперты считают, что ситуация на рынке, в частности на бирже, допускает возможность снятия эмбарго, но к вопросу все же стоит подойти аккуратно. «Да, безусловно, наверное, все-таки есть какая-то необходимость с точки зрения наполнения бюджета, с точки зрения исполнения контрактов. Но если смотреть узко и четко на внутренний рынок, то такая мера все-таки должна была действовать до конца высокого сезона, то есть до изначально обозначенного срока — 1 сентября», — прокомментировал РБК Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер».
По его мнению, «идеальным вариантом» было бы изначально обрисовать рынку условия и, например, установить определенную цену, при которой автоматически вводился бы запрет на экспорт бензина. «У нас сейчас опять используется ручное регулирование, когда кто-то считает, что надо ввести меру, а кто-то потом считает, что не надо вводить. Если будет механизм автоматического включения запрета, то у рынка появится понятный инструмент. Сейчас он этого не понимает, и даже на информации о возможной отмене запрета экспорта мы после праздников можем увидеть рост стоимости бензина на бирже», — полагает Гусев.
Данные о производстве, запасах и динамике цен (как в опте, так и в рознице) очень оптимистичные, отмечает при этом Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики. «Вспомним, как в прошлом году в начале высокого сезона начало лихорадить рынок. Видимо, меры, которые с учетом прошлогоднего опыта приняли правительство и нефтяные компании, дают свои результаты», — говорит он.
Таким образом, с учетом стабильной ситуации можно попробовать снять существующие ограничения на экспорт, полагает Фролов. Однако «делать это надо постепенно, оценивая в течение двух-трех недель реакцию рынка», добавляет он.
«Так, для начала можно выдать разрешение на экспорт в страны, не подпавшие под исключения, для крупных производителей моторного топлива. Притом частичное снятие запрета на первом этапе не должно касаться железнодорожного транспорта, который в прошлом году стал болевой точкой внутреннего рынка», — заключает эксперт.