Производители заявили о риске дефицита холодильников и кондиционеров
Почему Росприроднадзор перестал выдавать разрешения на ввоз хладагентовВвоз хладагентов, которые используются при производстве и обслуживании холодильников, кондиционеров и другого подобного оборудования, в Россию усложнился, уведомила министра экономического развития Максима Решетникова в своем письме Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; среди членов — Electrolux, DeLonghi, Miele, Gorenje, Ariston). Копия письма от 1 сентября 2021 года есть у РБК, в ассоциации подтвердили подлинность документа.
Авторы письма указывают, что с июля 2021 года для части импортеров стал невозможен ввоз хладагентов и техники, которая их содержит: фактически на импорт была установлена квота, хотя законодательно это никак не закреплено. РАТЭК попросила Решетникова указать Минприроды, подконтрольный которому Росприроднадзор выдает разрешения на импорт, «на недопустимость введения ограничения на ввоз» хладагентов, поскольку на это нет «легитимных правовых актов».
Минэкономразвития получило обращение РАТЭК, но, как уточнила пресс-служба министерства, эта тема находится в компетенции Минпромторга, в которое и было перенаправлено письмо. В Минпромторге пояснили, что министерство выдает лицензии импортерам на основании разрешения, выдаваемого Росприроднадзором, поэтому вопросы формирования и контроля исполнения квот находятся в компетенции Минприроды и Росприроднадзора. «На данный момент риски для производств, использующих хладагенты, отсутствуют», — заверил представитель Минпромторга. Пресс-служба Минприроды, в свою очередь, сообщила, что министерство получило письмо РАТЭК и прорабатывает этот вопрос.
В чем суть проблемы
В производстве кондиционеров, холодильного и морозильного оборудования, ингаляторов сейчас используются гидрофторуглероды. Их применяют также для изготовления аэрозолей, некоторых видов стройматериалов, средств противопожарной защиты. Гидрофторуглероды пришли на смену хладагентам, разрушающим озоновый слой. Применяемые сейчас вещества менее опасны, но все равно способствуют усилению парникового эффекта, поэтому их использование в мире в 2016 году также было решено ограничить. Россия в прошлом году ратифицировала соответствующую поправку к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, и обязалась сократить объемы потребления гидрофторуглеродов с 2020 года на 5%, с 2025 года — на 35%, с 2036 года — на 85%.
Для этого был введен контроль за импортом этой продукции. С апреля 2021 года компании, импортирующие гидрофторуглероды на территорию Евразийского экономического союза, в который входит и Россия, должны оформлять специальные лицензии. В России их выдает Минпромторг на основании заключения Росприроднадзора. Ограничение коснулось и оборудования, заправленного такими хладагентами, то есть холодильников и кондиционеров.
Никакой квоты, которую бы могло утвердить российское правительство либо Евразийская экономическая комиссия, на ввоз хладагентов в 2021 году установлено не было, указывает РАТЭК. Несмотря на это, с июля 2021 года импортеры гидрофторуглеродов стали получать отказы Росприроднадзора в выдаче разрешительных документов. Этот отказ ведомство объясняло «исчерпанием допустимого объема потребления гидрофторуглеродов в 2021 году», следует из письма РАТЭК. «В итоге складывается ситуация, при которой произошло фактическое введение и распределение квоты на импорт гидрофторуглеродов в 2021 году при отсутствии законодательно закрепленной квоты и установленного механизма распределения квоты», — констатируют авторы письма.
Таким образом, импортеры, которые успели оформить разрешение до июля 2021 года, получили квоту, а остальные не смогут ввезти свою продукцию до начала 2022 года. Это, как уверены в РАТЭК, приведет к «значительным убыткам» импортеров, так как поставки продукции уже запланированы, продукция закуплена и многие товары уже находятся в пути. Без разрешительных документов импортеры будут вынуждены возвращать продукцию поставщикам, что приведет к дополнительным расходам на транспортировку и штрафные санкции, говорится в письме. Кроме того, каждая лицензия стоит 160 тыс. руб. и при отказе ведомства эти деньги не возвращают, отмечает представитель РАТЭК Антон Гуськов.
Какие могут быть последствия
Хладагенты используются не только для самих устройств крупной бытовой техники при их производстве на заводах, но также и для их сервисного обслуживания, например в случае с кондиционерами, говорит Антон Гуськов. По его словам, проблема может затронуть до половины рынка крупной бытовой техники, в том числе холодильников, и многие производители рискуют оказаться без необходимых веществ. При этом на российском рынке локализовано производство большого количества крупной бытовой техники, уточняет представитель РАТЭК. В текущий момент речи о дефиците техники не идет — у производителей есть запасы, но в перспективе невозможность получения лицензии приведет к тому, что многие компании не смогут ни произвести продукцию, ни импортировать ее, предупреждает Гуськов.
Дефицит гидрофторуглеродов в России уже наблюдается, из-за этого цены на хладагенты выросли с начала года в три-четыре раза, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) Дмитрий Кузин. По его словам, в России хладагенты практически не производятся, по существу, все гидрофторуглероды импортируются, поэтому при введении новых правил необходимо было предусмотреть переходный период для отрасли.
В Россию, по информации Федеральной таможенной службы, в первой половине 2021 года были ввезены 6,3 тыс. т фторированных, бромированных или йодированных производных ациклических углеводородов, к которым относятся и гидрофторуглероды, на общую сумму $23,3 млн. В 2020 году это были 7,7 тыс. т на $25,8 млн, что на 12% ниже в натуральном выражении и почти на 31% — в денежном, чем в 2019-м. По данным правительства, основной поставщик гидрофторуглеродов — Китай.
АПИК также направила обращения в Минприроды и Роспотребнадзор (копии писем от 30 августа есть у РБК). Ассоциация обращает внимание на то, что разрешения на ввоз продукции выдаются только до конца календарного года и в 2021 году пока не выдают разрешения на ввоз в 2022 году. Между тем получение разрешения и лицензии занимает около двух месяцев, сроки поставки занимают еще около четырех месяцев, и в результате, если выдавать разрешения только с января, поставки будут возможны не раньше середины июля. «Подобная практика приведет к срыву поставок кондиционеров к летнему сезону 2022 года, дефициту климатической техники и росту конечной стоимости продукции», — не исключает АПИК.
Глава представительства производителя бытовой техники Candy-Hoover Group в России Глеб Мишин сообщил, что знает о проблеме с дефицитом фреона, она коснулась производства в России холодильников и морозильников, а также компаний — установщиков кондиционеров. Candy-Hoover Group на производстве холодильников использует хладагент, у которого есть российские аналоги, но из-за дефицита фреона в целом произведенные в России аналоги тоже подорожали, признает Мишин.
Входящий в группу Bosch производитель бытовой техники BSH Hausgeräte уже много лет не использует вещества, включенные в перечни озоноразрушающих, заверили в российском офисе компании.
Хладагенты используются также для оборудования складов, преимущественно предназначенных для хранения продовольственной продукции. Дополнительное лицензирование при поставках в Россию уже повлекло за собой рост цен на гидрофторуглероды и увеличение сроков поставок, сообщил Андрей Постников, гендиректор компании «Ориентир», которая специализируется на девелопменте складов. Но компании уже «скорректировали работу по размещению заказов на эти вещества с учетом новых временных интервалов».
Управляющие готовыми складами с проблемой пока не столкнулись. В пресс-службе «Сбер Управление активами», в портфеле которого есть несколько складских комплексов, пояснили, что хладагенты на складах нужно обновлять примерно раз в пять лет и на их объектах этот срок пока не пришел.