Новым владельцем Lamoda станет собственник универмагов «Стокманн»
Владелец онлайн-магазина Lamoda — сингапурская компания Global Fashion Group (GFG) договорилась о продаже бизнеса в России, Казахстане и Белоруссии бизнесмену Якову Панченко. Сообщение об этом размещено на сайте компании.
Ожидаемая GFG стоимость сделки составит около €100 млн «в дополнение к стоимости денежных средств, хранящихся в бизнесе Lamoda по состоянию на 30 сентября 2022 года», говорится в сообщении компании.
Компания уточнила, что сделка зависит от ряда условий, включая одобрение регуляторов, и рассчитывает, что ее закрытие произойдет в ближайшие месяцы. В ФАС ходатайств по сделке на текущий момент не поступало, уточнили РБК в пресс-службе регулятора.
Предмет сделки
Онлайн-магазин Lamoda основан четырьмя предпринимателями из Германии — Нильсом Тонзеном, Домиником Пикером, Флорианом Янсеном и Буркхардом Биндером. Проект был запущен немецким инкубатором стартапов Rocket Internet в 2011 году. В том же году ретейлер, который специализируется на продажах одежды и обуви, начал работать в России, а затем в странах СНГ.
С 2014 года Lamoda входит в состав сингапурского холдинга Global Fashion Group и является одной из четырех его онлайн-платформ (The Iconic и Zalora — в странах Азии и Тихоокеанского региона и Dafiti — в Латинской Америке).
По оценке компании «INFOLine-Аналитика», оборот Lamoda в России в первом полугодии 2022 года вырос на 44,2%, до 47,3 млрд руб. В 2021 году компания, по собственным данным, достигла аудитории 3,6 млн активных пользователей, а чистый оборот ретейлера в России, Казахстане, Белоруссии и на Украине составил €862 млн.
В 2021 году на долю Lamoda приходилось 10% от всех онлайн-продаж одежды и обуви в России, оценивала аналитическая компания Data Insight. Объем всего этого рынка, по данным аналитиков, составлял около 700 млрд руб.
После начала военной операции России Lamoda приостановила прием заказов на Украине. А в конце апреля GFG приостановила инвестиции в развитие интернет-магазина. Под сокращение попали импорт и маркетинговые активности, также было приостановлено строительство второго склада Lamoda в России.
Чем известен покупатель
Яков Панченко родился в Москве в 1970 году. В 1993 году окончил физический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «лазерная оптика». В 1997 году основал собственный бизнес в области недвижимости.
С 2015 года структура Панченко Reviva Holdings Limited владеет универмагами «Стокманн». Сегодня сеть состоит из 12 универмагов в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске и Екатеринбурге.
В начале 2022 года Панченко планировал продать универмаги «Сберу» и заключил с банком обязывающее соглашение о продаже 100%. Планировалось, что в дальнейшем компания будет интегрирована с маркетплейсом «Сбермегамаркет». В мае сделка была отменена, но компании сохранили партнерство — товары «Стокманна» представлены на маркетплейсе.
В «Стокманне» РБК сообщили, что не комментируют информацию о сделке с Lamoda до ее завершения.
Оценка бизнеса
По оценке генерального директора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, справедливая стоимость Lamoda с учетом позитивных результатов первого полугодия 2022 года может составлять не менее €500 млн. Но из-за дисконта, с которым сейчас проходят сделки с российскими активами иностранных компаний, сумма едва ли превысит €150 млн, полагает Бурмистров. Сделка может проходить при содействии финансового партнера или же он понадобится в дальнейшем для эффективного управления и развития бизнеса, считает эксперт.
Партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин полагает, что кратный дисконт, с которым будет проходить сделка по продаже Lamoda, связан также с тем, что актив убыточен. «В обычных условиях это плановая, нормальная история, но такой бизнес работает, пока в него продолжаются значительные денежные вливания», — говорит Вирин. Он отмечает, что оба бизнеса дополняют друг друга. «Стокманн» получает мегасделку. У них с Lamoda очень близкая аудитория, и компания значительно увеличивает закупочную силу, получает отлаженный канал дистрибуции, который поможет лучше управлять стоками и перебрасывать их в физические магазины», — объясняет эксперт. Успешность сделки будет зависеть от текущих состояний экономики компаний, добавляет Вирин.