«Роснефть» предложит North Atlantic выкупить активы Weatherford
«Роснефть» объявила о предстоящей покупке 30% доли в North Atlantic (NADL) в конце августа, сделку планируется закрыть до конца года. РБК удалось ознакомиться с документами к совету директоров «Роснефти», в которых описана структура сделки.
В рамках сделки North Atlantic выпустит в пользу «Роснефти» 100 млн новых акций, что позволить российской компании получить 30% акций. Общая стоимость сделки оценивается в $956 млн, эту сумму «Роснефть» оплатит 100% долей в «РН-Бурение» (оценены в $656 млн) и $300 млн наличных.
Но общая сумма сделки может вырасти до $1,031 млрд, поскольку «Роснефть» получит право выкупить до 2,35% акций NADL у контролирующего акционера SeaDrill, в том случае, если та выкупит их у миноритариев.
При этом после завершения сделки NADL получит двухлетний опцион на выкуп у «Роснефти» российских активов Weatherford, недавно приобретенных российской компанией. Эта сделка завершилась лишь в конце июля. В ее рамках «Роснефть» приобрела доли в ЗАО «Оренбургбурнефть», ЗАО «Нижневартовскбурнефть», ООО «Нижневартовское предприятие по ремонту скважин – 1», ООО «Управление по капитальному ремонту скважин», ООО «Черногорнефтесервис» и ОАО «Белорусское управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин». Стоимость оценивается почти в $400 млн. Кроме того, «Роснефти» достались буровые, работающие в Венесуэле.
По условиям сделки с NADL «Роснефть» на пять лет зафрахтует семь буровых установок для работы на шельфе, принадлежащих бермудской компании.
Представитель North Atlantic сообщил РБК, что компания продолжает вести подготовку к завершению сделки, отказавшись комментировать ее условия. Между тем норвежская газета Dagens Noringsliv ранее сообщала, что с завершением сделки по выкупу «Роснефтью» доли в NADL могут возникнуть проблемы из-за того, что акции этой компании, а также материнской SeaDrill торгуются на NYSE, и после введения последней волны американских санкций против России 12 сентября возникли проблемы с возможностью завершения сделки, даже несмотря на то что рамочное соглашение было заключено еще 29 июля.
По условиям сделки стороны должны получить разрешение регуляторов, в том числе Комиссии по ценным бумагам США. Кроме того, по российскому законодательству North Atlantic должна получить одобрение ФАС РФ по приобретению «РН-Бурения». Начальник управления контроля ТЭК ФАС РФ Дмитрий Махонин сообщил РБК, что North Atlantic не обращалась в ФАС по этому вопросу.
Директор по коммуникациям SeaDrill Ян Кракнелл подтвердил РБК факт, что в рамках будущей сделки с «Роснефтью» ее дочерняя компания NADL получит опцион на выкуп бурового бизнеса Weatherford в России. Что же касается возможных проблем с завершением сделки, то он сообщил, что компания мониторит ситуацию с санкциями США против российских компаний и сообщит рынку, когда ситуация изменится.
«Роснефть» заинтересована в выполнении условий соглашения об обмене активами с North Atlantic Drilling. Сделка реализуется при соблюдении всех норм законодательства. Компания не комментирует коммерческие условия сделки», – сообщил РБК официальный представитель «Роснефти».
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что в условиях санкций, когда российские компании ориентируются на локализацию и импортозамещение оборудования для бурения, продавать свои активы иностранной компании из страны, поддерживающей санкции против России, может оказаться небезопасно для бизнеса крупной госкомпании. Особенно в условиях, когда взамен «Роснефть» получит не контрольный пакет в норвежской NADL. Однако эксперт полагает, что в условиях ужесточения санкций против России со стороны США стороны не смогут в срок завершить сделку из-за проблем ее одобрения со стороны американской комиссии по ценным бумагам SEC. А без этого условия партнеры «Роснефти» вряд ли рискнут закреплять договоренности документально. Однако аналитик видит в этом плюс для отрасли: буровые активы «Роснефти» останутся в российской юрисдикции.
Анна Кокорева, аналитик компании «Альпари» считает, что сделка выгодна «Роснефти» в условиях санкций, которые могут продлиться неопределенный срок, причем не только по цене. В случае ее завершения компания получает доступ к технологиям и технике иностранного партнера и не теряет контроль за продаваемыми ей собственными буровыми активами. Ведь имея пакет акций от 30% «Роснефть» сможет участвовать в управлении North Atlantic, и накладывать вето на невыгодные ей решения.