Шишханова исключат из совета директоров «Сафмара» до конца года
На ближайшем совете директоров группы «Сафмар», который состоится до конца года, из его состава будет исключен Микаил Шишханов, рассказал РБК источник, близкий к группе, и подтвердил представитель «Сафмара». На сайте группы в составе совета директоров Шишханов уже не упоминается, но в материалах «СПАРК-Интерфакса» он все еще указан в качестве члена совета АО «Группа «Сафмар».
Семейный вклад
Группа «Сафмар» (название — производное от имен родителей основателя группы Михаила Гуцериева — Сафарбека и Марем) с 2015 года начала консолидацию активов семьи Гуцериевых — Шишханова, за исключением Бинбанка. По оценке Forbes, совокупное состояние семейного клана Гуцериевых в мае 2017 года составляло $9,91 млрд. Помимо Михаила Гуцериева в «клан» журнал традиционно включает его брата Саит-Салама, сына Саида, а также племянников — Билана Ужахова и Микаила Шишханова. «Семья — это не значит, что деньги общие, — пояснял в интервью «Ведомостям» Шишханов. — Это же не мафиозный клан, в котором все деньги на одном столе и делим их как хотим. Я самостоятельный предприниматель, мы координируемся, чтобы не конкурировать: они [семья Гуцериевых] не занимались банком, я не занимался нефтью». Вне семьи личное состояние Шишханова оценивалось в 2017 году в $2,3 млрд, Михаила Гуцериева — в $6,3 млрд.
Решение о выходе Шишханова из совета директоров было принято в связи тем, что бизнесмена с лета 2017 года больше нет в числе акционеров ни одной компании, которая входит в группу, пояснил РБК представитель «Сафмара». В сентябре в интервью «РИА Новости», отвечая на вопрос, осталась ли у бизнесмена какая-то доля в группе «Сафмар», сам Шишханов ответил, что, «к сожалению, не осталась». «Я полностью распродал активы. Если что-то и осталось, то там 0,001%», — добавил он, не уточняя, об «остатках» в каких проектах может идти речь. В октябре, в частности, стало известно о выходе Шишханова из состава акционеров «М.Видео». До конца года он покинет советы директоров этой розничной сети, а также компании «РуссНефть» и «Сафмар финансовые инвестиции» (управляет лизинговыми и пенсионными активами «Сафмара»). Советом директоров ПАО «Моспромстрой», которое прошло 6 октября, было принято решение о его новом составе — и Шишханова в списке кандидатов также нет.
Ранее источник РБК рассказывал, что «активы Шишханова остались в семье Гуцериевых».
Чем управляет «Сафмар»
До 2015 года активы семьи Гуцериевых — Шишханова были объединены под названием «группа БИН». Сейчас все активы «Сафмара» разделены на шесть дивизионов: промышленные («РуссНефть», «Нефтисса», «ФортеИнвест», компании «Русский уголь», «Славкалий»), финансовые (ПАО «Сафмар финансовые инвестиции»), ретейл («М.Видео» и «Эльдорадо»), строительство и девелопмент (ПАО «Моспромстрой», А101), коммерческая недвижимость (43 торговых и бизнес-центра) и гостиничный бизнес (девять отелей в Москве и два в СНГ). Михаил Гуцериев в августе в интервью «Ведомостям» уточнял, что формирование группы «Сафмар» еще не завершено. «Работа ведется, и к концу [2017] года у нас будет жесткая вертикаль управления. Будет общая отчетность, оборот группы составит чуть более 1 трлн руб.», — пояснял Гуцериев в начале 2017 года.
Держать дистанцию
«Инициатива по выходу из всех активов «Сафмара» и формальному дистанцированию от Гуцериевых исходила от Шишханова, — заявил РБК один из знакомых семьи. — После начала проблем в Бинбанке, а об их масштабах стало понятно уже к лету, Микаил в личных разговорах сильно переживал, что история с банком может негативно сказаться на семье дяди и их взаимоотношениях». Публично, отвечая на вопрос в интервью «Ведомостям» уже после начала санации Бинбанка, как сейчас складываются его отношения с Гуцериевым, Шишханов говорил о том, что ему «стыдно» перед Гуцериевым. «Он за меня переживает. Я сильно переживаю, что это с его именем связано», — говорил бизнесмен.
В конце сентября Бинбанк, в котором Шишханов является основным акционером (ему принадлежало 67,967% акций банка), а Гуцериев — миноритарием (28,488%), обратился в ЦБ с просьбой о санации банка по новому механизму — с прямым участием регулятора в качестве инвестора через Фонд консолидации банковского сектора. Сейчас в банке введена временная администрация, по итогам работы которой акционеры банка вновь могут получить часть этого бизнеса. Но Шишханов в интервью «Ведомостям» пообещал покинуть банковский бизнес: «Эти 25% [акций банка после санации я] точно не заслужил». «За год, два или три — сколько потребуется — я буду все делать, как скажет Центробанк, чтобы ко мне не было вопросов. А дальше найду себя в каком-нибудь другом бизнесе. Может быть, в промышленности», — рассуждал бизнесмен. Четверть бизнеса Бинбанка, по его версии, «заслужил тот миноритарий, который год назад дал большие деньги в капитал», имея в виду своего дядю Михаила Гуцериева — он инвестировал в проблемный банк в 2016 году порядка $300 млн в обмен на миноритарный пакет и даже на какое-то время возглавил его совет директоров.
При начале санации Бинбанка обсуждалось, что частично дыра в капитале банка будет сокращена за счет передачи ему на баланс бывшими собственниками других их активов. На прошлой неделе, 31 октября, зампред ЦБ Василий Поздышев сообщил о начале передачи таких небанковских активов собственников санированного Бинбанка на его баланс. «Есть активы в сфере недвижимости. Конкретно там есть в списке переданных активов ценные бумаги «Интеко», А101, «РуссНефти», заводы по производству бройлеров, цементные заводы, лесопилки, нанотехнологии — большой объем непрофильных для банка активов», — заявил Поздышев. Сколько конкретно акций «Интеко», А101 и «РуссНефти» передано в Бинбанк, не сообщается.
«В рамках санации Бинбанка Шишханов неоднократно говорил, что готов передать все личные активы для восстановления ситуации в банке. Многие активы «Сафмара» высоколиквидны, и есть публичные компании. Но в случае если ЦБ вдруг решит их использовать в ходе процедуры санации, это может оказать негативное влияние на эти компании, поскольку сложно оценить эффект, если акционером выступает непрофильный регулятор, заявил РБК инвестбанкир, знакомый с ситуацией.
По какому принципу будет определен финальный список активов, которые перейдут в ЦБ в рамках санации, регулятор не пояснял. «У временной администрации банка есть право оспаривать сделки, заключенные [акционерами или аффилированными с ними лицами] в течение одного года до дня назначения временной администрации. Если подобные сделки будут сочтены подозрительными, или могут быть расценены как предоставление преимущества какому-либо из кредиторов, или совершены в ущерб интересам банка, то такие сделки могут быть оспорены», — считает партнер московской коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов.