В Москве возникли проблемы с оплатой алкоголя и сигарет картой
У покупателей в столичных магазинах возникла проблема с покупкой алкоголя и сигарет. Так, корреспондент РБК не смог приобрести алкоголь — ни вино, ни крепкие напитки — в торговых сетях «Пятерочка», «Бристоль» и «Винлаб». Кассиры заявили о проблемах с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), но в Росалкогольтабакконтроле это опровергли.
Другому корреспонденту РБК удалось купить вино в «Винлабе», однако покупателям в этом магазине не смогли продать крепкий алкоголь. В «Бристоле» при этом корреспондент не смог купить и вино.
Телеграм-канал Mash сообщает о массовом сбое платежных терминалов в Москве. По его данным, продавцы связывают это с возможной хакерской атакой или проблемами на серверах системы Росалкогольтабакконтроля.
На сайте ЕГАИС говорится, что система функционирует в штатном режиме.
Это не первый случай подобных проблем с ЕГАИС: перед майскими праздниками в 2022 году производители и дистрибьюторы алкоголя не могли отгружать продукцию клиентам, сообщали «Ведомости». По данным издания, речь шла о DDoS-атаках на сайты ЕГАИС. О своей причастности к ним заявила «команда энтузиастов кибербезопасности» Disbalanser, поддерживающая Украину. У ретейлеров, однако, тогда таких проблем с продажей алкоголя не возникло.
В Росалкогольтабакконтроле также заявляли, что ЕГАИС работает штатно. «У ряда организаций может увеличиться время ожидания ответов системы о фиксации документов по причине высокой загрузки каналов провайдеров», — сказал представитель службы, не уточнив, о каких именно провайдерах идет речь.
ЕГАИС работает в России с 2006 года. Система была создана для государственного контроля над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 1 июля 2006 года информацию в ЕГАИС обязаны фиксировать все производители крепкого спиртного. С 1 января 2016-го это требование распространилось на оптовые компании, а с 1 июля 2016-го — на магазины и рестораны.
Чтобы использовать ЕГАИС, компаниям требуются криптоключ JaCarta и квалифицированная электронная подпись, которая обновляется ежегодно.
Когда кассир пробивает продукцию, информация со штрихкода товара, внесенная в ЕГАИС, отправляется для проверки на сервер Росалкогольтабакконтроля. Если проверка успешно пройдена, система формирует уникальный QR-код для чека и продукция отпускается покупателю. По этому QR-коду покупатель может проверить подлинность продукции и ознакомиться с другими данными о ней, внесенными в ЕГАИС.